Аугментации имеют значение

В 2013 году вышел градостроительный симулятор SimCity, и в нем было достаточно много свежих идей, которые плохо были реализованы дизайнерами игры. Однако спустя два года мы увидели Cities: Skylines. По сути, грамотное переосмысление SimCity, которое избежало всех проблем предшественника. В итоге, многие называют его лучшим градостроительным симулятором как таковым.

Возможно, некоторые геймдизайнеры из студии Eidos Montreal могут провернуть нечто подобное уже с Cyberpunk 2077, ведь у них есть идеальный претендент для переосмысления ошибок поляков, известный как Deus Ex. На данный момент серия взяла перерыв [если вообще не загнулась] с 2016 года после того как последняя часть в серии Mankind Divided не смогла оправдать ожидания издателя Square Enix, и не окупилась в должном масштабе. Однако оглядываясь на коммерческий успех Cyberpunk 2077, и все его проблемы, вероятно, сейчас открыто окно для возвращения именитой серии.

История закольцовывается, ведь в свое время именно Deus Ex с ее механиками сражения, стелса и взлома стала основной для геймплейного ядра Cyberpunk 2077. Кроме того, она также разделяет такие темы как аугментации и жадность корпораций. При этом сама Deus Ex никогда не подавалась как киберпанковое произведение — это отводилось на второй план. Это не значит, что новый Deus Ex должен продавать себя как Cyberpunk, но все-таки стоит показывать игру как представителя жанра. Во времена релиза самой первой игры ее достоинствами были подход к созданию уровней, а также новаторская система прокачки.

Если и проводить в этом параллели между Cyberpunk 2077 и Deus Ex, то последняя выигрывает в плане прокачки и РПГ составляющей. Опуская то, что в игре CDPR много технических проблем, развитие персонажей — это то, с чем у CD Projekt Red были проблемы на протяжении всей ее истории. Даже в общепризнанном шедевре The Witcher 3 улучшения и прокачка были одной из самых слабых ее частей. Она не полагалась на систему развития в такой степени, как это делает их следующий проект.

Так как Cyberpunk 2077 позволяет вам развиваться в разных направлениях, все проблемы связанные с этим бросаются в глаза куда сильнее. Перки в каждом из древ развития могут впечатлить визуально, так как сделаны они стильно, однако, что касается практического применения, все они апеллируют к абстрактным характеристикам персонажа, будь то шанс увеличения критического урона или повышение точности при стрельбе из разного вида оружия. В целом же приемов, которые могли впечатлить не так много. Например, из ветки прокачки стелса самым значительным кажутся только возможность метать ножи и способность оглушать врагов в полете. Если говорить о способностях нетраннера или улучшениях имплантов – ситуация идентичная.

В свою очередь все аугментации Deus Ex играли ключевую роль в том, как вы вели себя во время прохождения уровня, изменяя возможности Адама. Сегодня спустя почти 20 лет после выхода оригинальной игры все ее нововведения кажутся очень устаревшими. Однако в 2000-ом году возможность брать больше груза, чем изначально мог твой персонаж, двигаться бесшумно или видеть врагов через стены – было настоящей революций. Все эти идеи получили логическое развитие в играх от Square Enix. Вы могли маскироваться и даже пробивать кулаком стену, чтобы схватить и убить врага. Каждое ваше улучшение существенно меняло геймплей, и было не просто полезным, но выглядело круто.

[Не] невыполнимые задачи

Сравнивать визуальное качество Cyberpunk 2077 и Deus Ex, возможно, нелепо. Однако если посмотреть на их миры с точки зрения игрового дизайна, картина складывается очень ясная. Каждый уровень, будь то самый первый на Острове свободы, заканчивая Зоной 51 – были сродни загадке, которую можно было разгадать разными способами. Они демонстрировались игроку как нечто неприступное, что таки должен был покорить геймер.

В Cyberpunk 2077 также достаточно таких моментов и это самые лучшие части игры. Например, миссия ограбления или же события во время парада – яркий тому пример. Но даже так миссии не собираются отпускать вашу руку и ведут через кинематографический путь, очень сильно похожий на то, что мы видели в последней Call of Duty. Другие же миссии, как правило, более открытые, но все они проходят в сценарных условиях. Даже так все было бы в порядке, если бы нам было интересно взаимодействовать с системами игры, но им не хватает потенциала, и большой открытый мир Cyberpunk 2077 начинает уходить в повторение одного и того же.

Держа подобное в голове, это не дает мне покоя, что в будущем [через тройку лет] сиквел Deus Ex может выстрелить. Студия разработчик последних игр Eidos Montreal уже доказали, что могут делать игру в открытом мире с Mankind Divided, а также, что они могут расширять технические возможности и потенциал серии. Проблема в том, считает ли так сам издатель Square Enix.

К сожалению пока перспективы не самые приятные. Как рассказывал не так давно актер озвучки Адама Дженкинса Элиас Туфексис, у него нет сведений касательно даты выхода или вообще создания игры по этой серии.

Уверен, в Square Enix все равно есть люди, которые смотрят на продажи Cyberpunk 2077 в 13 миллионов копий, вспоминают о том, что у них есть своя франшиза в жанре киберпанка и задаются вопросом о том, не настало ли время возродить ее?