Во многом провал консоли был обусловлен противостоянием американского и японского отделений компании. После того, как кресло главы Sega of America занял Том Калински, который хоть и был далек от игр, являлся отличным бизнесменом и обеспечил в свое время отличные продажи Mega Drive [она же Genesis]. Благодаря Сонику, агрессивной рекламной компании и грамотному подходу к ведению бизнеса в США — американский рынок принес огромные доходы, и отделение Sega of America стало практически равноправным с японским, что совершенно не нравилось вторым. Так и получилось, что на пороге создания своей следующей консоли, конкуренция между двумя отделениями компании привела к ряду абсолютно дурацких решений.

Sega + Sony = разбитое сердце

Подобно тому, как в свое время Nintendo устроили коллаборацию с Sony, чтобы создать новую консоль с первым для компании CD приводом для дисков [все закончилось тем, что Nintendo отказались от идеи в последний момент], так и Sega после них планировала создать совместное аппаратное устройство с Sony.

Тогдашний руководитель отдела технического развития Sega of America Джо Миллер не был впечатлен аппаратным обеспечением изначальной консоли, и ему понравилась идея разделения затрат на создание оборудования, поскольку владельцы платформ обычно теряют деньги на оборудовании. В качестве претендента выступили Sony.

Американская команда представила эту идею президенту Sony из Японии Нобуюки Идеи, который согласился, что это хорошая бизнес идея. Увы, дали о себе знать внутренние разногласия. Японское отделение Sega не верило, что Sony серьезно относится к созданию аппаратного обеспечения, и коллаборация претерпела крах. Обе компании пошли разными путями.

После этого американцы начали диалог с компанией Silicon Graphics, у которой был новый чипсет, отлично подходящий для современных игр. Миллер и Калински считали, что это будет отличной основой Genesis, но опять вмешалась Sega of Japan. Глава технического отдела Хидеки Сато не был впечатлен тем, что было у Silicon Graphics, и откинул идею.

Sega 32X

В итоге Японское отделение начало само создавать свою консоль совместно с компанией Hitachi, при этом ничего не говоря американцам. В Японии Sega Saturn вышла раньше, и до Америки должна была добраться еще не скоро. Чтобы не простаивать и не уступать конкурентам, Калински было принято решение создать отдельную чуть усовершенствованную Sega 32X сугубо для выхода в США. Она была чуть лучше Genesis, но не намного.

Это сильно запутало покупателей, так как никто не знал, что покупать. Игровые журналы писали, что Sega 32X уже доступная для покупки, но только недавно вышла Sega CD, при этом также в Японии появилась Saturn, которая намного технологичней прошлых консолей. Что покупать было непонятно, и это неплохо подорвало репутацию компании.

Хороший, но плохой старт

В то время как геймеры хвалили Genesis за его графику и звук, картриджи постепенно исчезали в пользу оптических дисков. Sega начала разработку оптических дисков со своим дополнением Sega CD для Genesis, но Saturn стала первой автономной консолью Sega, которая полностью работала с новой средой. Оптические диски обеспечили улучшенный полигональный рендеринг, улучшенный звук и улучшенную трехмерную графику, которые значительно приблизились к тому, что было доступно в аркадах в то время.

Сатурн поступил в продажу в японских магазинах в конце 1994 года, и все 200 000 единиц были распроданы сразу после выпуска. Фанаты и критики высоко оценили первый эксклюзив консоли — сильный порт Virtua Fighter. Опьяненные своим успехом, Sega были уверены в «экспансии» своей консолью рынка Северной Америке, но этого, увы, этого не случилось.

Когда в 1995 году, Калински анонсировал выход Saturn в Америке, он заранее знал, что делает провальное решение, но выбора не было. После того как Sony получили пинок под зад от Nintendo, а затем еще и от Sega, они запланировали месть. А если быть точнее, использовав свои наработки, создали PlayStation, которая стала скрытой угрозой для обеих платформодержателей.

Чтобы опередить Sony, Калински было поручено не просто анонсировать выход Saturn, но и объявить, что консоль выходит в продажу в этот же день. Калински, вложивший много сил, чтобы Sega могла нормально конкурировать с Nintendo в Америке, был категорически против, так как это погубило бы всю репутацию компании. Наоборот, он даже хотел выпустить консоль позже изначально запланированного выхода в сентябре, и отложить старт до следующего года. Но исполнительный директор Sega Хаяо Накаяма смотрел сквозь пальцы на комментарии Калински и сделал конкуренцию с Sony приоритетом.

В тот день на Е3 произошло два знаковых события, которыми запомнилась та выставка: глава PlayStation Стив Рейс вышел на сцену и объявил цену PlayStation — 299 долларов, не сказав больше ни слова. После этого, на сцене был Калински, который объявил о старте Saturn в этот день [которая как оказалась, была еще и на 100 долларов дороже PlayStation].

Неожиданный запуск Saturn и ее цена в сравнении с PS1 смутили потребителей, но это было только начало проблем Sega. Saturn была доступна только в некоторых магазинах при запуске, а другие сети продаж, которые остались втайне от грандиозных планов Sega, отказались работать с ними и продавать консоль. Saturn было трудно найти и купить. Она стала настоящей дефицитной консолью и как следствие — старт был провальный.

Для хорошего запуска любой консоли ей нужно большое количество товарных единиц и мест, где их можно продать, а также достаточно эксклюзивов. У Sega Saturn не было ни того, ни другого и даже третьего. Самое главное — Saturn была единственной консолью, у которой не было эксклюзивного Соника, а именно эту игру любили больше всего. Это все равно что консоль Nintendo без Mario.

Запустилась она с такими проектами как Daytona USA, Virtua Fighter 2 и Panzer Dragoon. Это были хорошие игры, но трех эксклюзивов мало. Sega была в затруднении и не знала, где найти новые блокбастеры. Интерес фанатов окончательно исчез, как только PlayStation была запущена в сентябре с обещанием активной поддержки и потоком эксклюзивов.

Конец близок

В 1996 году Калински ушел из Sega, и его место занял бывший руководитель Atari и Sony Берни Столар. Два года спустя Saturn был снят с производства после продажи чуть более 9 миллионов копий по всему миру, что намного меньше, чем у конкурентов. N64 было продано около 33 миллионов единиц по всему миру, в то время как PlayStation продалась в количестве более 100 миллионов единиц.

Все проблемы, которые появились у компании после Saturn, сказались на Sega Dreamcast. И хоть для своего времени она была самой мощной консолью с парочкой хороших эксклюзивов как Shenmue — она стала последней консолью, которую выпустила Sega.

Кто знает, как могло бы сложиться будущее, где были три сильных конкурента в лице Sony, Nintendo и Sega. Увы, такое будущее оказалось не реальным.