Путешествие в игровое сообщество

Конечно, Сапковский разозлил игроков намного раньше. Polcon 2016 можно считать символическим началом его противостояния с геймерами. Во время речи автор произнес несколько слов, чреватых последствиями:

«Я знаю несколько человек, которые играли в эту игру [The Witcher] ... но не так много. Я предпочитаю находиться рядом с умными людьми».

Мало кто заметил иронию, которая была вложена в эту шутку. На том же фестивале он без особого энтузиазма говорил о влиянии игр на его творчество:

«Начали распространяться теории — я не знаю, кто их придумал; подозреваю, что это были CD Projekt Red — если бы не видеоигра, я бы не увидел ни одного перевода своих работ в Западной Европе за всю свою жизнь. Бред сивой кобылы. Все переводы моих работ были доступны намного раньше, чем видеоигра. Все они. И это была игра, которая использовала мою популярность, а не наоборот. Это правда.

Во-вторых: единственная вещь, которой я «обязан» игре — срачь, потому что иностранные издатели начали использовать образы из игры в качестве обложек книг. Таким образом, люди не покупали книги, думая, что это бред, написанный специально по мотивам видеоигры (...) Мне пришлось вести полномасштабную войну, чтобы доказать, кто был первым. Так что видеоигры сильно подпортили финансовые дела».

Вопрос о том, кто первый завоевал популярность, был одной из главных тем онлайн-дискуссий, которая вызвала массовые споры между игроками и фанатами книг. Забавно, что Анджей Сапковский уже выступал с подобными обвинениями против видеоигр. Четырьмя годами ранее он рассказывал подобное в интервью польскому Eurogamer. За исключением того факта, что тогда про какой-то поток дерьма он не говорил.

Британский Eurogamer решил воспользоваться его приездом в Лондон в 2017 году и пригласил на интервью. Там он рассказал:

«Дело не в том, что я их не люблю или презираю. (...) Я просто не играю в них! Но я ничего не имею против видеоигр или геймеров. Ничего такого».

Также он раскрыл некоторые детали своего сотрудничества со студией в 2002 году, когда она только зарождалась.

«Я был достаточно глуп, чтобы продать им права на все мои работы. Они предложили мне процент своей прибыли. Я сказал: «Нет, прибыли у вас не будет вообще - отдайте мне все мои деньги прямо сейчас! Вся сумма. Это было глупо. Я был достаточно глуп, чтобы передать им все в их руки, потому что я не верил в их успех. Но кто мог предсказать их успех? Уж точно не я»,— А.С.

Но при этом, он считает, что сама по себе игра сделана отлично, и достойна всех тех наград и похвал, которые она получила

Видимо то недоумение, которое вызвали его cлова на несчастном Polcon, начали обременять Сапковского. Это стало очевидно в 2018 году, когда ведущий Варшавской книжной выставки еще раз спросил писателя о его отношении к видеоиграм. Хотя он обычно более резок в общении с польскими журналистами или фанатами, чем с людьми из-за рубежа, на этот раз он дал менее грубый (и менее эмоциональный) ответ:

«Я хотел бы, возможно, наконец, быть хорошо понятым, особенно, прежде чем мое мнение о видеоиграх вызовет еще один срач в сети. Игра, основанная на книге, может быть отличной, произвести сенсацию среди игроков – как это сделал Ведьмак. Комикс, основанный на литературном произведении, может быть номером один среди комиксов. Фильм со сценарием, основанным на книге, может стать хитом кассовых сборов. Если это так, я буду первым, кто это оценит и снимет шляпу.

Но ничто не изменит того факта, что это всего лишь адаптация литературных произведений в другом медиа, с акцентом на «другое». На адаптацию влияют все виды дефектов. Вы не можете поставить книгу и ее адаптацию на один уровень, сравнить их, потому что это несопоставимые и несовместимые вещи»

Так или иначе, Сапковскому не удалось восстановить репутацию среди игроков. Хотя он уже был на правильном пути, чтобы зарыть топор войны, осенью 2018 года появилась шокирующая новость о том, что он потребовал 16 миллионов долларов от Projekt Red в качестве компенсационных выплат. И все это больше чем через десять лет после того, как он продал авторские права.

Вот комментарий автора по поводу этой ситуации с того же Lucca Comics & Games:

«Что касается конфликта с CD Projekt, то все приобрело большие масштабы и уже находится вне моего контроля. Я могу только добавить, что на данном этапе моей карьеры деньги больше ничего не значат для меня», — рассказал Сапковский.

Видимо, упомянутая стадия карьеры началась совсем недавно, сразу после того, как в центре внимания оказался конфликт с 16 миллионами долларов, или ... это был не первый случай, когда отец Ведьмака противоречил сам себе?Но давайте оставим эту историю позади. Тем более, что внезапное отсутствие интереса к деньгам может быть связано с личной трагедией писателя, которая произошла в начале этого года, когда скончался его единственный сын.

Ведьмак на стороне автора

Давайте вернемся к отношениям A.C c видеоиграми. Мы уже знаем, что он не играл в них в прошлом [конкретно в The Witcher]. Но также слышали, что он не отрицает их качество. Намного больше стало известно на Fantasy Day 2014:

«Я не могу сказать, что хорошего в игре с точки зрения механик, или как-то оценить само приключение, я ничего не могу сказать, потому что не знаю, что было в игре. Но что касается графического оформления – оно очень захватывающее. Все выглядит действительно красиво».

Вы, возможно, уже заметили, что Сапковский, независимо от того, в каком году он говорит об этой проблеме, всегда использует единственную форму для описания: игра, а не игры. Видимо, он ничего не знает о том [или может, позабыл], что «Ведьмак», «Ведьмак 2» и «Ведьмак 3» — это три разные истории. Или [и я был бы готов поспорить, что это действительно так], ему просто плевать. А еще он, вероятно, не заметил эволюцию графики с 2007 года, так как говорил, что графика захватывает дух еще с момента выхода первой части.

Отсутствие интереса автора к тому, что происходит в польском геймдеве хорошо иллюстрирует другая цитата с Polcon 2016. На этот раз он говорил про старую версию The Witcher , которая была разработана студией Metropolis в конце девяностых под руководством Адриана Чмиларца: «Понятие не имею, как выглядел тот проект, ибо я его не видел. CD Projekt хотя бы удостоили меня чести, и дарили копии игры, от Чмиларца я буквально ничего не получил, даже банального «поцелуй меня в жопу» … Не говоря уже о деньгах».

Адриан Чмиларц, к слову, сразу ответил на обвинения, сказав, что Сапковский сразу получил фиксированную сумму денег, также оплаченную заранее. А то, что писатель не получил копию игры, связано с тем, что ее отменили.

При этом сам Сапковский говорит, что играл в свое время в игры. Так, когда на свет появилась Atari, все вокруг него были увлечены играми и Анджей тоже. Однако его увлечение продлилось всего неделю, и он бросил. И с тех пор он никогда больше не играл.

Как можно заметить из его комментариев, несмотря на его абсолютную безграмотность в играх, он как минимум знает, что они существуют. И понимает их большое влияние на современную культуру. А это уже неплохо для парня, родившегося в 1948 году, так ведь?

PC vs Мясорубка

В целом Сапковский более современный человек, чем вы можете подумать. Он пишет книги на своем компьютере, находит историческую информацию, как в библиотеках, так и в глубинах интернета. Он даже появился в шоу, где дал большое интервью Станисаву Бересу, защищал интернет и разносил телевидение:

«Телевидение — это глупая система контроля, подчеркиваю: контроля! Оно кормит нас не только китчем и ложью, но и тупостью, и некомпетентностью. Мы бессильны и не можем это изменить. С другой стороны, интернет – это место, где мы правим. Мы держим руль и контролируем судно, мы являемся заказчиком и владельцем одновременно. Выбираем то, что хотим, мы извлекаем из этих больших резервуаров информации то, что нам нужно, и что нам хочется. На телевидении, особенно на польском, я вынужден смотреть вещи, потому что у меня нет другого выбора. Все эти постановки, сделанные клеветническими графоманами, выступления шутов, эксгибиционистов, дебилов и психопатов.

Или я должен смотреть на жалких политиков, которые изящно сочетают в себе все характеристики, упомянутые мной выше? Однако в интернете у меня есть выбор. Я признаю, что интернет – тоже грязная помойка, но мне плевать, и я опускаюсь в нее.

Вы видите в интернет «ужасный анальный секс» рядом с книгой Генрикова, и вы ошеломлены, возмущены или сбиты с толку. Я же пропускаю секс, блоги, тексты графоманов и сайты для неграмотных. И ищу среди всего этого старые немецкие тексты Вальтера фон дер Фогельвейде и старые богемские хроники Вавринеца Бжезовского. Потому что я не могу найти их нигде, кроме интернета», — рассказал Сапковский.

В целом он уверен, что любая жалоба на прогресс — это нытье старого фрика, который завидует молодым людям и тому, что у них есть консервированный горох, когда им в молодости пришлось самостоятельно доставать его руками.

Несмотря на то, что он активно использует ПК в работе, и частенько проклинает Майкрософт, для отца Ведьмака сам прогресс кончается там, где у земли кончается атмосфера и начинается вакуум. Так, он является противником исследования космоса и считает их выбрасыванием денег на ветер. Ведь в космосе ничего нет.

В этом также можно найти корень того, почему он никогда не притрагивается к Sci-Fi, хотя и сам говорит, что жанр сам по себе хороший и известных фантастов он уважает.

Продолжение того, что на самом деле Сапковский значит для игровой индустрии мы расскажем во второй части материала.

Читать продолжение