Для начала немного введения. Первым в интернете о выходе Horizon Zero Dawn на ПК заговорил в конце прошлого года российский видеоблогер Антон Логвинов. Новость разошлась по интернету и успела засветиться в западных игровых СМИ, но большинство игроков отнеслись к заявлению Логвинова скептически. В четверг о выходе популярного эксклюзива для PS4 на персональных компьютерах уже заговорил Джейсон Шрайер, редактор сайта Kotaku, имеющий за плечами большое количество исполнившихся инсайдов. По его источником выход Horizon Zero Dawn на ПК состоится уже в ближайшее время, что станет поворотным моментом для игр под брендом Playstation.

Еще в прошлом году мы стали свидетелем новой политики Sony, выпустившей на персональных компьютерах Heavy Rain, Beyond: Two Souls и Detroit: Become Human. И немного позже появился официальный анонс Death Stranding на ПК. Конечно, все указанные игры были разработаны на финансы Sony и до сих пор распространяются под торговой маркой Sony Interactive Entertainment. Но созданы они сторонними студиями, из-за чего у части геймерского сообщество сложило впечатление, будто Сони решится выпустить на ПК релизы только от сторонних разработчиков. Другое дело, если подтвердится слух о выпуске Horizon Zero Dawn на PC, созданной внутренней студией Сони Guerilla Games.

Horizon Zero Dawn на ПК

Релиз «Горизонта» открывает потенциальную возможность для выхода на персональных компьютерах множества других проектов, прославивших бренд Playstation. Речь о Bloodborne, God of War, Uncharted 4 и еще десятке игр. Дополнительного масла в огонь подлил редактор сайта Eurogamer Тодд Филлипс, заявивший о том, что политика эсклюзивных игр для Playstation уходит в прошлое.

"Horizon на PC - это только начало, но Microsoft по-прежнему намного дальше Playstation в создании будущего, где игры не зависят от платформы. Докажите, что ваши игры этого достойны, разумеется, но в дальнейшем каждый сможет получить доступ к любым играм, какую бы игровую платформу они не использовали." - заявил Тодд Филлипс

Но отвлекаясь от инсайдов заметим, что на официальном уровне Sony все больше приветствуют выход собственных игр на персональных компьютерах. И речь не идет о поочередном выходе игр на Playstation, а затем на ПК. Например, недавно анонсированная и издаваемая Сони мультиплеерная игра Predator: Hunting Grounds выходит одновременно на PC и PS4, что можно расценивать как шажок в сторону, когда даже крупные проекты от внутренних студий Sony будут выходит на платформах если не одновременно, то с минимальным временным промежутком. Также отметим важную новость о релизе будущих частей эксклюзивной для Playstation серии спортивных игр MLB: The Show на различных платформах, не только на ПК.

Predator: Hunting Grounds на ПК

Несмотря на выход игр для плейстейшен на ПК председатель Sony Game Studious Шон Лейден подтвердил в интервью изданию Bloomberg, что эсклюзивные игры для консолей по-прежнему важны, но все больше тайтлов от Sony, которые нуждаются в большем количестве игроков, станут выходить на других платформах. Интервью бралось сразу после анонса Predator: Hunting Grounds и, по всей видимости, Шон Лейден имел ввиду в первую очередь проекты, ориентированные на мультиплеер. Но слова о важности эклюзивов для консоли можно понимать двояко, ведь это не исключает пусть и с задержкой, но выхода на ПК ключевых игр от внутренних студий Сони, например The Last of Us: Part Two.

На данный момент сложно представить, в какие известные игры с Playstation 4 можно будет поиграть на ПК, скорее всего в упоминавшийся ранее Uncharted 4 и God of War, только как и полагается на самой мощной платформе: с повышенными значениями FPS, увеличенным разрешением и рядом графических улучшений. Зато мы можем практически со стопроцентной вероятностью утверждать, что выходящий в скором времени проект Dreams заглянет на персональные компьютеры, о чем прямым текстом высказывался соучредитель студии Media Molecule на конференции View в Италии.

Dreams на ПК

Почему Sony решила выпускать игры с Playstation на PC

Очевидно, что со сменой руководства игрового подразделения Sony сменилась и политика компании в распространении эксклюзивного контента. Отныне к плашке Only on Playstation на дисках с PS4 и PS5 стоит относиться с долей скепсиса. Я вижу как минимум две основные причины, по которым Sony решила обратить внимание на рынок персональных компьютеров.

1. Повторная продажа старых игр и рост базы игроков в преддверие выхода Playstation 5

Видеоигры приносит основной доход  в первые месяцы продаж. В то время, когда игра на слуху и продается по полной цене. Затем уже динамика продаж значительно снижается, чему даже не помогают значительные скидки. Конечно, есть исключения в виде сервисных продуктов, например Rainbow Six Siege или GTA V, которые благодаря постоянным обновлениям держатся на слуху и приносят колоссальную прибыль за счет продаж и микротранзакций. Но в случае с многочисленными проектами Sony, ориентированными на одиночное прохождение, уже немного другая ситуация.

В свете не самой выдающейся статистики продаж сингловых проектов нет ничего удивительного, что Сони в попытках заработать выпускают игру повторно и на персональных компьютерах. Идеальная бизнес-схема: собрать деньги с игроков на Playstation, а затем уже на ПК-геймерах, не имеющих игровых консолей. При этом в случае повторных релизов на персональных компьютерах можно с помощью небольшой порции нового контента и/или простого улучшения графики привлечь к повторной покупке игры даже тех геймеров, которые успели пройти игру на PS4. GTA V лучше всего доказала жизнеспособность подобной схемы.

God of War

Также нельзя исключать того, что портирование на ПК крупных игр с PS4 – практика, которую Сони могут перестать использовать после релиза PS5. Не будем отрицать, что тот же Horizon 2 останется перманентным эсклюзивом PS 5, а выпуск на ПК используется компанией как эдакая приманка, чтобы заинтересовать ПК-игроков вселенной игры. И в случае, если им понравится игра, мотивировать их на покупку Playstation 5 после релиза экслюзивного для консоли сиквела игры. Если теория верна, то выход Spider-Man, God of War и Uncharted 4 вместе с Uncharted Collection на PC – дело времени, ведь Сони вряд ли оставят без продолжения свои самые популярные франшизы.

2. Единая экосистема Playstation

Но, как мне кажется, наиболее вероятная причина обратить внимание Sony на ПК-рынок – создание единой экосистемы бренда Playstation. Другими словами – следование стопам Microsoft, которые объединили несколько лет назад под брендом Xbox собственные консоли и персональные компьютеры. Возможно, что в дальнейшем Sony перейдет на подписочную модель и создаст аналог Xbox Game Pass, где за абонентскую плату начнут предоставлять доступ к библиотеке игр как собственного производства, так и от сторонних разработчиков.

Ранее глава игрового подразделения Xbox Фил Спенсер заметил, что сегодня не стоит судить о здоровье бизнеса по количеству проданных консолей. Гораздо более важный показатель - количество людей, покупающих игры и подписанных на сервисы вроде Xbox Game Pass. Не имея на руках финансовых отчетов сложно сказать, насколько в действительности подобная политика выигрышна, но смена акцента с количества проданных консолей на мультиплатформенность и экосистемы, в которых предлагается доступ к играм с максимального количества игровых платформ – будущее, которое все чаще пророчат игровой индустрии.

XBOX Фил Спенсер

Здесь можно вспомнить цитату редактора сайта Eurogamer из начал статьи и заявление известного индустриального аналитика Мэтта Пискателла, который отметил, что 2020 год ознаменуется битвой экосистем, а не платформ.

PC – нейтральная платформа, которая без проблем может стать частью экосистемы Playstation. Разумеется, выпуская игры на персональных компьютерах, Сони придется делить прибыль с EGS или Steam, но японскому медиагиганту никто не запрещает создать лаунчер и использовать его для продажи собственных игр, без необходимости отчислять финансы третьим лицам. Как вариант – Сони могут подготавливать почву к будущему стримингу игр с любой платформы, который скорее всего станет стандартом индустрии в ближайшие лет десять-пятнадцать.

Сошла ли с ума Sony, уходя от политики эсклюзивных игр, которые стали основой популярности бренда Playstation – пока сложно сказать. Разумеется, решение руководители компании принимали в здравом уме и с явным расчетом на увеличение финансовых показателей. А вот насколько эффективной окажется новая стратегия – покажет время, последнее слово всегда остается за пользователями, которые голосуют чеканной монетой.

Смотрите также ТОП 10 лучших инди игр всех времен.