Алкогольные будни

Если говорить, чем является игра, то Disco Elysium можно сравнить с Planescape: Torment, первыми двумя Fallout или Arcanum — классическими изометрическими РПГ, с большим количеством текста, который важно читать. Если копать глубже, Disco Elysium берет корневые механики Dungeons and Dragons и адаптирует в историю о грязи, насилии в бедном обществе. Создавая плотный и продуманный лор, игра позволяет себе экспериментировать с наследием прошлого, и например, создавать такую механику как внутренний спор между 24-мя частями мозга героя. Но помимо этого в игре есть проверки навыков, компаньоны, квесты, элементы визуальной новеллы, приключения жанра point and click, ветвящиеся диалоги, способностью запугивать, очаровывать или придумывать свои выходы из ситуаций.

Начинается все с того, что на заднем дворе одного дома находят труп, повешенный на дереве. Нашего главного героя привлекают к расследованию, однако ему довольно-таки трудно взяться за него по одной простой причине — амнезия. Наш герой просыпается на полу хостела раздетый, грязный, голова трещит, везде валяются бутылки из-под бухла и остатки наркотиков — всем этим в слоновьих дозах баловался наш детектив и в итоге потерял память. Ну, хоть не умер.

Когда игра еще разрабатывалась, девелопер описывал её как историю о самом настоящем неудачнике. Самом убогом неудачнике, который по совместительству коп. И экспозиция как нельзя лучше показывает, что несмотря на пафосное название — играм осталась тем же. Итак, находясь в полном забвении, мы начинаем работу.

Вы можете выбрать каким детективом вам стать. Ведь именно в нашем воспаленном уме происходит конфликт. Наш герой имеет четыре главные характеристики: Интеллект, Дух, Телосложение и Моторика. И каждая из них связана с шестью навыками, которые постоянно ведут внутренний монолог и рефлексию ГГ. Все они постоянно спорят, говорят и влияют как на наш внутренний мир, так и на окружение при выполнении квестов. Вам постоянно придется выбирать, что прокачивать и самое приятное, что за каждый ваш выбор есть своя награда, так или иначе отображающаяся в виде решения квеста.

Если у вас высокая эмпатия, голос, отображающийся в диалоговом окне, может подсказать вам не давить на подозреваемого, и так вы добьетесь успеха. С другой стороны, навык увеличивающий вашу физическую силу, всегда может порекомендовать вмазать подозреваемому по лицу.

Даже когда вы разговариваете с людьми, обнаруживаете мысли, которые затем могут проникнуть в ваш мозг и развиваться с течением времени, и дадут о себе знать потом, превратившись в новый кусочек головоломки. Некоторые из них имеют большое влияние на психическое состояние вашего персонажа, в то время как другие созданы ради смеха. И да, в игре потрясающий юмор.

Контроль этих навыков влияет не только на игру, но и на вашу прокачку. Вы зарабатываете еще одно очко для прокачки за каждые 100 очков опыта [а их вы получаете, выполняя задания из списка квестов или просто общаясь с людьми, раскрывая новую информацию]. Повышать уровень в игре вы будите довольно редко, но при этом, очень вдумчиво придется выбирать, что же вам качать.

Результатом всего этого управления навыками является то, что Disco Elysium в какой-то мере уникальная и её ближайший аналог, возможно, выдающийся Divinity: Original Sin 2, да и то не совсем. Решение головоломок всегда как-то связаны с проверками умений, напоминающие комбинацию случайного броска кубика и ваших характеристик.

Чем выше значение требующегося вам навыка, тем больше вероятность успешных бросков. И эта механика используется для решения всего: от выбора варианта в диалоге, до прыжков через пропасть и даже во время конфликтов.

Вы выстраиваете свою «Внутреннюю Империю», который бы позавидовал сам Девид Линч.

С кем поведешься от того и наберешься

Город в котором происходит действие игры Ревачел, как и районе где происходят прочти все основные события игры Мартинайз — грязный, измученный бедностью, скорбью и коррупцией, но при этом выполненный настолько эстетично, что ты сам не прочь проснутся здесь после трехдневного марафона с наркотиками.

Все люди, которых вы встречаете на своем пути — говорят вам преимущественно гадкие и отвратительные вещи, полностью оправданные обстановкой. Что поделать, это город ублюдков, хотя порой я ловил себя на мысли, что все же меня нагружают бессмысленным текстом. Свобода в Disco Elysium не ограничивается только формированием вашего персонажа. Структура прохождения довольно открыта и позволяет вам раскрывать убийство как напрямую, так и нет. Все оставляют на ваш вкус прохождения. Список задач постоянно накапливается в вашей записной книжке, и вы можете выполнять их в любом порядке, но связь между ними не теряется. При выполнении одной задачи перед другой могут открыться совершенно новые пути для расследования.

То, как вы выполняете задания, разгадываете или предотвращаете преступления, зависит от ваших характеристик. Если вы физически сильны, то зачастую будете иметь дело с ситуациями направленными на агрессию. Но если ваш персонаж развит психологически, вы можете найти более тонкое решение проблем. Главное, что вы можете пройти игру, создав совершенно разных персонажей. Нет ощущения, что отыгрывая определенную роль, вы теряете часть контента, которую бы получили при ином прохождении.

Именно это и многие описанные выше моменты и делают Disco Elysium чрезвычайно приятной RPG, которая действительно ориентируется на классику, но не забывает быть собой, а не чем-то пародийным.

Мой опыт является уникальным и я рад, что это именно так. Когда я писал материал про игры, разрабатываемые больше 10 лет, я скептически относился к комментариям разработчиков по поводу того, что они делают что-то новое. Но теперь мои сомнения исчезли. Эта игра подарила мне возможность пройти её, отыгрывая Дейла Купера из Твин Пикс, и возможно в следующий раз я захочу побыть кем-то более суровым.