Без нее мы могли бы не увидеть многих крутых игр, которые наследовали геймдизайнерские решения второго Полураспада, например, Bioshock, Wolfenstaine, Dead Space и в особенности серия Metro. Сегодня, в период выхода Metro: Exodus, мы хотим поговорить о том, какую дорогу протоптала ей ее предшественница Metro: Last Light, которая по-настоящему была наследницей Half Life 2. Даже больше, она создала свое наследие, которым мы уже наслаждаемся.

Нелегкое время

У обеих игр сложилась очень схожая судьба еще на этапе релиза. Half Life 2 вышла в то же время, когда на свет появились такие мастодонты как GTA: San Andreas, Halo 2, World of Warcraft и Star Wars Battlefront. Несмотря на то, что первая часть Half Life тоже была революционной и публика ждала продолжения, внимание игроков тянули на себя культовые онлайн проекты, а также другие крупные релизы, с которыми приходилось ой как тяжело конкурировать.

У Метро: Last Light в год выхода все сложилось похоже и даже хуже. В 2013 году вышли GTA 5, Вattlefield 4, Call of Duty: Ghosts, и еще не успевший всем надоесть на тот момент Assassin’s Creed с подзаголовком Black Flag. Другими словами – это были известные ожидаемы франшизы, которые точно принесли деньги издателям. Кроме того, в тот же год вышли Bioshock Infinite и The Last of Us, где основная ставка была сделана на одиночное прохождение и сюжет. Продолжения этих двух игр хоть и не выходили каждый год, создавшие их студии были на рынке уже давно и имели достаточно фанатов, чего не было у Metro.

В то время 4A Games были мало известны за рубежом, хоть и сделали потрясающую Metro 2033. Еще одной проблемой стала THQ, которая приказала долго жить и своим банкротством заставила украинцев искать себе нового издателя прямо посреди разработки. Но это не помещало им создать хорошую игру. Я рассказал все это к тому, чтобы показать, как эти два проекта смогли не затеряться и стать тем, чем они являются сегодня, несмотря на сильных конкурентов.

Два сиквела

Metro: Last Light рассказывает свою историю подобным образом, как и сиквел от Валв, а так же использует сетинг для создания механик.

Чаще всего Half Life 2 хвалят за новаторский подход к кат-сценам, а точнее за их отсутствие. Мы не теряли контроль над Горданом Фрименом и постоянно управляли им, когда с нами взаимодействовали или общались другие персонажи. Нас знакомили с лором, показывая, как эти персонажи контактируют друг с другом и их жизнь. В сиквеле Метро дела обстоят также.

Нас постоянно кто-то сопровождает, общается нами и поступает так, чтобы это влияло на наши действия. Иногда в Last Light есть кат-сцены, но их мало и они носят чисто метафорический характер, например, когда Артем вспоминает как его в детстве спас черный. А в целом нас «не вырывают» из тела нашего героя. Мы не наблюдаем, как он делает что-то без нас, и поэтому в игре не возникает диссонанс идентичности.

Что первый, что второй сиквел – они не пытаются забросать нас объяснениями, или все разжевать, как это часто бывает, когда перед началом игры мы смотрим длинную заставку, где на нас выливают тонны исторической информации о лоре, расах, сюжете и сетинге. Нас просто забрасывают в самую гущу событий и заставляют разбираться самим, что происходит и как нам действовать.

Повествование окружения

Нам рассказывают о лоре, не поверите, через сам лор. Мы сами видим, как жители Сити 17 привыкли к тоталитарному контролю, а москвичи к метрополитену как убежищу и жизни под землей. Находясь в определенных локациях, вы наблюдаете, как люди обустроились в метро и подстроили его под себя своей культурой и стилем жизни. Замечаете, что граждане города 17 все ходят в комбинезонах и терпят постоянные осмотры и налеты.

Не менее важно, что все окружение выглядит реалистично. Вам легко сопоставить, что если бы все, что вы видели в этих играх произошло в реальности, то, скорее всего, мир выглядел бы именно так, как это показывает каждая из игр.

Как пример, наблюдая за гравитационной пушкой Гордона, легко поверить, что именно это оружие использовал бы ученный в своей борьбе против деспотической системы и это логично. Оружие в Метро имеет схожую особенность, ведь представляет собой странные сооружения из мусора, тряпок и металлических пластин. Все это в постапокалиптическом сетинге вместе с системой выживания помогает полностью предать атмосферу. При этом, устройство этого мира отводит стрельбу на второй план.

Если вы играете на более высокой сложности, чем средняя – реализм ощущается значительней. Вам приходится следить за патронами вручную, контролировать время и кислород, когда вы вне метрополитена, и самое главное, вам приходиться обменивать ваши сокровенные патроны на припасы и другое оружие, ведь это местная валюта. И это тоже очень логично, ведь мы видим, что патроны необычайно ценный ресурс и не удивительно, что местная экономика ставит их в такое положение.

Если в других играх подобное может показаться неуместным, то в Last Light такие вещи делают вас частью этого мира.

Шепотка стрельбы и чудеса геймдизайна

Если вы играли в Half Life 2 то заметили, что игра очень разносторонняя и когда многие другие шутеры строятся по принципу одних лишь перестрелок, эта игра плавно перетекает в другие жанры, стили прохождения, будь то линейность или полу открытый мир. Геймдазайн уровней постоянно предлагает вам делать разные вещи помимо одной стрельбы, разбавляя геймплей. Особенно это хорошо заметно в первом и втором эпизоде.

Метро идет по той же дороге. Геймплей постоянно меняется и дает нам возможность отдохнуть от огнестрела. И если присмотреться сразу к двум играм, то у них даже одинаковая структура повествования. Мы попадаем в центр событий и отправляемся в долгое и масштабное путешествие, сражаемся с опасными тварями, чье происхождения для нас загадка. Пересекаем старый мост, который намекает на то, что это путь в одну сторону, а позже сражаемся вместе с теми, кого считали врагами. Обе игры заканчиваются тяжкой перестрелкой. Кроме того, Артем и Гордон оба те еще молчуны. 4А Games точно знали, что делают и с кого брать пример.

Третья часть, которую мы получили

Жаль, что третья часть Half Life так и не вышла, хоть мы до сих пор ждем ее. При этом у Метро дела идут хорошо и Exodus – та третья часть, которая будет и дальше развивать заложенные Valve принципы. Last Light – великолепна, хоть и не идеальная [никогда не перестану шутить про ИИ, которому можно в стелсе «в зад дышать», а он не заметит]. Это та игра, которая смотрит на жанр шутера глубже, чем остальные. И хоть Half Life уже давно ушла в прошлое, благодаря таким играм как шутеры от 4A Games мы не будем терять геймеров, которым нравятся такие игры, и разработчиков, которые будут их создавать.