Как Москва не сразу строилась, так и Стиму потребовалось больше десяти лет, чтобы стать главным оплотом ПК-гейминга. Площадка Гейба Ньювелла позиционировалась как прямой конкурент торрентам и благодаря правильным решениям Valve значительно снизила уровень пиратства на ПК. Можно вспомнить хотя бы региональные цены, которые стали очевидным подспорьем для покупки лицензионных игр со стороны закоренелых пиратов. К тому же Стим – это не просто лаунчер для установки игр, но целая инфраструктура, всецело созданная для удобства сообщества компьютерных геймеров.

Бесплатный сервис для стриминга игр, целая социальная сеть с гайдами и советами по устранению технических неисправностей в компьютерных играх – это только меньшая часть из возможностей Steam. Если ты покупаешь игру в сервисе Valve, то можешь однозначно рассчитывать на удобный функционал, грамотную поддержку и даже систему возврата средств, где сотрудники Valve зачастую становились на сторону игроков.

Для примера вспомним катастрофический запуск Kingdom Come Deliverance в 2018 и рефанд средств за игру даже тем пользователем, которые успели наиграть несколько десятков часов в RPG от разработчиков из Warhorse.

Мнение: почему эксклюзивность Metro Exodus - это плевок в лицо поклонникам серии | Изображение 1

За лояльную игровую площадку с 90 миллионами активных пользователей Valve ожидаемо брала с разработчиков часть финансовых средств после размещение игры в Steam. Крупные издатели посчитали нецелесообразным платить Valve 30-процентные отчисления за каждую проданную игру, поэтому начали плодить собственные игровые сервисы. Магазины от Ubisoft, Electronic Arts, Bethesda и Blizzard как раньше не предлагали, так и сейчас не предоставляют даже примерного по уровня возможностей функционала, сравнимого со Стим. Единственная причина, по которой игроки обращают на них внимание – наличие эксклюзивных и иногда бесплатных игр.

Наконец, на сцене появляется Epic Games Store, политику которого можно сравнить разве что с агрессивным рэкетом, где комфорту игрокам отводится последнее место.

Metro Exodus и оправданная жестокость

Epic Game Store рекламируется как лояльная для разработчиков игр платформа. Мы можем услышать постоянное повторение преимуществ, вроде 12% отчислений от продаж и программы поддержки независимых авторов. И это вовсе неплохо, даже хорошо, но Epic совершенно забывают, что именно геймеры, как конечный потребитель игрового продукта, должны быть привилегированной ЦА.

Магазин Epic Games Store сейчас представляет из себя голый фундамент, платформу, на которой нет практически всех полезных функций сервиса Valve. Ни достижений, ни системы оценивания игр, ни развернутого форума или возможностей коммуникации с другими геймерами для обсуждения и решения игровых проблем.

Мнение: почему эксклюзивность Metro Exodus - это плевок в лицо поклонникам серии | Изображение 2

Вместо того, чтобы целенаправленно улучшать сервис и предоставить конкурентную по возможностям со Steam платформу, Epic поступают максимально топорно и благодаря заработанным на Fortnite миллиардам долларов просто скупают эксклюзивность для многочисленных игр. Тем самым, по сути, лишая геймеров права выбора играть в ожидаемые игры на не только привычной, но самой удобной и функциональной на сегодняшний день компьютерной платформе. Настоящим апофеозом агрессивной политики Epic Games Store стала покупка бессрочной эксклюзивности The Division 2, а затем и временной эксклюзивности Metro Exodus за две недели до выхода игры.

Именно решение издателя в последний момент изъять Metro Exodus из продажи в Steam было наиболее спорным в данной ситуации. Как я могу вспомнить, это первый подобный случай в истории, когда эксклюзивность оглашается незадолго до релиза игры. Даже когда Microsoft повально покупала студии сторонних разработчиков, они не ставили условия тем же Obsidian и InXile, что заявленные на данный момент игры должны быть обязательным эксклюзивом для экосистемы Microsoft. Как итог геймеры начали активно обрушивать рейтинг прошлых игр серии Metro в Стим.

Мнение: почему эксклюзивность Metro Exodus - это плевок в лицо поклонникам серии | Изображение 3

Подобные действия может и выглядят со стороны как проявление ребячества, но если задуматься, а какой еще есть способ диалога между игроками и издателем, который нарушает обещания и наплевательски относится к собственной аудитории? Конечно, приверженцы Стима могут бойкотировать продажи продукта, но в данной ситуации у них нет возможности подобным образом высказать свое негодование до момента выхода Metro Exodus в 2020 году в Steam. Остается только занижать оценки прошлым играм, чтобы достучаться до издателя и напомнить им, что с геймерами и их ожиданиями тоже следует считаться.

Возможно, заявления геймеров токсичные, здесь сложно не согласиться, но негодование игроков стало следствием финансовой сделки между Deep Silver и Epic Games. Издатель словно забыл, что «демонстративное неуважение» - это игра, в которую могут играть сразу две стороны. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь. При этом не стоит считать, будто волна возмущения пройдет незаметно для издателей.

Мнение: почему эксклюзивность Metro Exodus - это плевок в лицо поклонникам серии | Изображение 4

Случай с Metro Exodus – прецедент, который может и не заставит Epic Games менять политику работы и модифицировать собственный сервис, но точно будет достойным уроком для других издателей, которые предпочтут в первую очередь заботиться о денежных мешках, а не о комфорте собственной аудитории.

В истории  с эксклюзивностью Metro Exodus есть по крайней мере один светлый момент. Очевидно, что у Steam появляется серьезный конкурент, который пускай и не берет качеством сервиса, но отнимает игроков с помощью эксклюзивных ААА-игр. Доход Steam в этом году ожидаемо уменьшиться, и скорее всего мы увидим не только уступки Valve к разработчикам игр, но и старт разработки собственных, масштабных игр от студии Гейба Ньювелла. Как нам говорили в прошлом году – Valve вновь начинает разрабатывать игры. И сейчас самое время для возвращения в строй культовых разработчиков игр.