Продолжая месяц ужасов на СADELTA, сегодня мы расскажем вам историю жанра хоррор.

Зарождение жанра или же «это вообще хоть кого-то пугало?»

Предпериодом появления хорроров как таковых можно считать 80-тые. Для начала стоит сказать, что тогда люди были менее избалованные, и более впечатлительные и напугать их было намного легче. Поэтому то, что тогда называлось «игры жанра ужас», вряд ли могут кого-то напугать сегодня. Они больше держались на напряжении и геймплейных особенностях.

Есть такая шутка, что если у вас спросят, где впервые появилось то или иное явление – всегда отвечайте древняя Греция. В случае с компьютерными играми – отвечайте Япония. И в случае с хоррорами это не исключение. Первые зачатки жанра были найдены в игре Nostromo (1981), созданной японским студентом Акирой Якигучи.

Nostromo game 1981

Вы играли за человека, который должен был сбежать с космического корабля, попутно собирая квестовые предметы и параллельно спасаясь от монстра. Вдохновлялся создатель фильмом «Чужой». Жаль, но сегодня кроме этой информации и обложки ничего об игре не известно. Однако, примечательно, что основную концепцию используют и сегодня.

Далее в этом же году на Atari вышла Haunted House. В ней мы ходили по дому с призраками и собирали особые урны. Чтобы видеть их и ориентироваться в темноте игрок зажигал спички. Припасов и жизней было мало, и именно из-за напряжения от проигрыша в любой момент игра и цепляла.

В 82-том появилась Monster Maze 3D, где блуждая по лабиринту, мы спасались от большого Тироназавра Рекса... Именно эта игра подарила нам фишку ощущения преследования, которая так отлично сегодня смотрится в серии Amnesia.

В 1985 году на свет появилась игра для Commodore 64 The Rats, к которой впервые применили термин horror games. Игра была текстовым хоррором, созданным по мотивам произведения американского автора ужасов Джеймса Герберта. В ней мы должны были остановить нашествие на Лондон крыс, которые питаются людьми. Она была неким симулятором мэра, где мы руководили полицией, пожарными, медиками, а иногда могли играть за кого-то из них, выполняя квесты.

Первые каноны

В конце 80-тых и начале 90-х начали появляться хоррор игры, в которых закрепились свои четкие каноны жанра, такие как мрачная атмосфера, плохое вооружение и сильные враги.

Первые игры, которые стоит вспомнить – это Splatterhouse где мы сражались против орды тварей, а также Castalvania. Однако по настоящему знаковыми для начала нового десятилетия стали две игры, и первая – это Sweet Home.

Игра являлась адаптацией одного японского фильма ужасов, и обладала такими особенностями как: маленький инвентарь, сетинг в особняке с ящиками для хранения предметов, монстры, а также огромное количество загадок. Главным разработчиком игры был Токуро Фудзивара – человек, который в будущем будет создавать Resident Evil и все элементы Sweet Home перекочуют потом в нее.

sweet home

Вторым, наверно поистине культовым и первым во многом стала Alone in the Dark основанная на творчестве Лавкрафте. В 1924 году взяв под управление детектива Эдварда Карнби, мы отправлялись в один особняк изучить антикварное фортепиано. По прибытию Эдварда на место хозяин совершает самоубийство, а сам дом начинает странно себя вести: что-то скрепит, стучит, и кто-то дышит детективу в затылок. Мы начинаем расследование.

Именно в этой игре появилась статичная камера, записки, практически беззащитный герой, сильные монстры от которых лучше сбежать – все это потом Capcom будут называть своими революционными механиками после выхода первой «резы».

В 1993 вышло продолжение, где Эдвард, уже ставший исследователем паранормального, ищет контрабандиста Одноглазого Джека. В игре упор был больше сделан на стрельбу чем на загадки, однако игра стала опять хитом.

Alone in the Dark

Преддверие новой эры

В 1994 году в мир явилась System Shoсk с киберпанковом сеттингом. Все — начиная от сложного геймплея, напряженной атмосферы и ужаса сделало игру культовой.

Следующая в нашем списке Clock Tower 95-того года стала наверно последней игрой, которая ознаменовало собой конец эпохи, когда хорроры обрели свои каноны и были готовы сделать шаг в сторону массового потребителя.

Игра за Девушку по имени Дженифер, мы оказываемся в детском приюте, где нас будет преследовать жуткий 10 -летний мальчик с огромными ножницами – сын хозяина этого приюта. Это был point and click хоррор с напряженной атмосферой, ведь мальчик мог появиться в любой момент. Кроме того, в игре была интересная механика страха — когда Дженифер видела мальчика, страх начинал увеличиваться и чем он выше – тем больше она переставала слушаться игрока. Также в игре была отличная визуализация.

О том, как настала золота эра хоррор игр мы расскажем в дальнейшем.