Рождение из пепла

Я бы разделил создание «Евангелиона» условно на несколько частей: упадок, подъем, падение еще ниже, воскрешение. Начнем по порядку.Студия Gainax и проблемы с финансами – не разлей вода. На самом деле смешного в этом мало, и из-за таких проблем довольного много аниме этой студии так и не вышло в свет. Именно нехватка денег в последующем станет краеугольным камнем в создании и завершении сериала. Если вы читали нашу краткую историю аниме, то знаете, что 90-тые года и начало нулевых были для Японии периодом экономического кризиса, когда денег не было ни у кого. Многие студии находились в полном упадке, пытаясь найти новые способы экономить на анимации.

У Хидэаки Анно, который являлся творческим ядром Gainax, все было хуже. После работы над сериалом «Надя с загадочного моря» он находился в депрессии. Позже станет известно, что Анно довольно часто посещали мысли о самоубийстве. Масло в огонь подливала и неудача с «Aoki Uru», замороженным сиквелом «Королевского десанта».

Благодаря связям своего знакомого продюсера, компания King Records предложила ему придумать концепцию нового серила, который они могли бы пустить по телику. Проект должен был быть совершенно новый, а не основанный на других франшизах, на которые могли повлиять спонсоры или правообладатели. Анно получил творческую свободу, которой ему так не хватило во время работы над прошлым сериалом. Плюс, студия получили финансирование от компании. Со словами «Не убегать!», которые были лейтмотивом «Aoki Uru», Анно взялся за работу над «Евой». Тут период упадка переходит в подъем.

Начали за здравие, закончили за упокой

Анно решил перевернуть концепцию меха аниме, и пнуть под зад Gundam, так как жанр меха начал загонять сам себя в могилу. В 1993 году он набросал макет сериала [в нем также были использованы некоторые наработки «Aoki Uru»], который представил спонсорам. Практически всё, что было показано в наработках мы в итоге и увидели в сериале. Особо оценили идею с религиозными отсылками, которые были вставлены для того, чтобы аниме выглядело крутым и философским, а название «Евангелион» так вообще звучало мистично. К слову, в будущем, именно такой подход вызвал неоднозначную реакцию у некоторых зрителей, посчитавших сериал пафосной пустышкой.

Проекту дали зеленый свет и началось производство сериала. Создание раскадровок было завершено в 1994 году, а дизайнер Ёсиюки Садамото начал писать по сюжету сериала мангу, которая должна была пропиарить его выход. Хоть манга вышла раньше, чем сам сериал, важно понимать, что она была сделана по сценарию будущего аниме, а не наоборот. По итогу, права на мангу-адаптацию были проданы издательству Kadokawa Shoten , которое увело ее в другом направлении. Вышел первый том манги в 1995 году незадолго до сериала.

Все шло как по маслу, что по качеству производства, что по срокам, и к лету 1995 года Gainax подготовили шесть эпизодов, которые были проданы TV Tokio для показа в прайм-тайм. Рекламная компания не заставила себя долго ждать, а сторонние спонсоры, которым представили проект, выделили деньги, коих хватило бы на производство 24 серий.

Сам Анно был полностью доволен проектом, так как смог отразить в этих шести сериях все свои накопленные за четыре года депрессии переживания. Кроме того, сериал вышел довольно амбициозный с точки зрения разрыва меха шаблона.

Для приличия стоит сказать, что производство все же было трудным. Не забывайте, что на дворе стоял кризис, и работа в студии шла, как и принято при создании больших авторских проектов: со стрессом, переработками, локальными скандалами, проблемами и высасывала из не стабильной психики режиссера много сил. Поэтому, уместней сказать, что она была тяжелой, но шла по плану, что есть хорошо. Студия начала двигаться дальше, но уже к 16-той серии, скорее ползла, пока в нее кидали копья.

1-16

Стоит сделать небольшое отступление перед тем, как мы перейдем к упомянутому выше падению. Первые 16 серий шли по стандартной концепции «монстров недели». Каждый раз появлялся новый Ангел, который нападал на Токио 3, а команда из трех подростков давала ему отпор.

И на самом деле, первые 16 серий хоть и кардинально отличались по настроению от классического меха аниме, у них были свои минусы. Во-первых, смотря сериал сегодня, сначала можно и не понять, чем он вообще примечателен. Ибо монстры недели настолько приевшийся формат, которым особо никого не удивишь, да и «Ева» в этом плане не выделялась. Она скорее интриговала своим сеттингом, и персонажами, но, увы, именно персонажи – это вторая проблема сериала.

Все герои «Евы» – непривлекательные или закомплексованные. Многие люди бросали ее смотреть, так как уставали от постоянного нытья Синдзи, который даже под самый конец сериала особо не менялся. Всех бесила Аска, и я слышал мнения многих людей о том, что она самый отвратительные персонаж в истории аниме. А Рей в принципе не вызывает никаких эмоций, так как ее роль в сюжете откроют только в конце сериала.

Непривлекательные персонажи были изначальной задумкой, однако проблема была в том, что они будто застывали на месте и не развивались. Вспомните [раз у нас идет 8 сезон «Игры Престолов», то почему бы и нет] Джейми Ланистера. Он был тем еще мудаком, которого хотелось отлупить, но он прошел невероятную трансформацию, и теперь за него переживают.

Герои «Евы» так не смогли. Персонажей раскрывали, причем хорошо, но при этом, как мерзкими они были, так и остались.

И третья проблема – фансервис. Я его ненавижу, как и многие. Поэтому, излишняя сексуализация двух главных героинь, которым по 14 лет, на мой взгляд, совершенно лишняя.

Дно еще не пробито

По волшебному щелчку пальцев после 16-той серии сериал наконец-то стал приобретать тот самый стопроцентный шарм, за который его вспоминают. В свою очередь в производстве все стало куда хуже.

В 1997 году было слито документ Evangelion Kaibunsho, в котором раскрывалось, насколько ужасным под руководством Анно было создание сериала.

Во-первых, рассказывалось много плохих фактов про самого Анно, его психологические проблемы, любовь к хентаю и прочая грязь. Режиссер не мог нормально организовать работу в студии, не рационально тратил ее ресурсы, а также настроил в ТВ компании всех против себя.

Согласно этому инсайду, все ресурсы инвесторов были потрачены к 10-тому эпизоду, а следующие студия тянула своими силами. Анно полировал эти эпизоды, совершенно забыв, что впереди еще много серий. Он придавал боям с Ангелами масштабности, а также приглашал на работу лучших аниматоров и художников [это влетало в ту еще копеечку]. Поэтому, трудно отрицать тот факт, что середина сериала – это самые качественные и интересные с точки зрения визуала и динамики серии.

Смешно, но при этом студия придумала просто гениальные способы экономить на рисовке. Например, загораживать губы персонажей, чтобы не анимировать их.

В любом случае, сваливать все на одного Анно не стоит, ведь распоряжаться ресурсами обязано руководство, а не только один режиссер. Поэтому, я разделяю эту вину между всем руководством Gainax. Окончательную правду мы никогда не узнаем, ведь подтверждением инсайдов никто так и не занимался. Достоверен один факт – нехватка денег.

После 16-той серии Анно поругался с руководством ТВ компании окончательно, за ним закрепили второго режиссера, который контролировал действия Хидэаке, а всё создание следующих эпизодов превратилось в ад с жесткой экономией. Вспомните только сцену в лифте – она является порождением как раз тотальной экономии. И вот к двум последним сериям деньги кончились. Поэтому, студия использовала кадры из прошлых эпизодов, а также ранние наработки.

Так и выпустил последние серии, которые и сегодня воспринимаются неоднозначно. Кому-то они понравились, кто-то был ошеломлен, а третьи писали в Gainax гневные письма с пожеланием Анно смерти. Сам режиссер уехал в долгий отпуск для переосмысления своего творения, сразу после сдачи последних эпизодов на конечную редактуру на канал.

За время его отсутствия произошел феноменальный поворот. Люди начали переосмысливать концовку, опускать свой гнев и понимать, что, скорее всего, студия не намеривалась заканчивать сериал так. Спорная концовка стала настолько популярной, что люди начинали смотреть «Евангелион», чтобы узнать из-за чего такая шумиха. Фанбаза все обрастала, обрастала и стала огромной и все эти люди требовали только одного – настоящей концовки. Именно тут начинается воскрешение.

Анно вышел из перерыва и неожиданно понял, что его проект опять любим и популярен, а также есть спонсоры, готовые в него вложиться. И вот в 1997 году было выпущено два эпизода, которые показали настоящую концовку «Евангелиона», завершив его историю.

****

В следующем году выйдет последний полнометражный фильм Rebuild of Evangelion, который переосмысливает события оригинала и уводит его в другое русло. Если говорит об истории создания «Evangelion», то мы видим, насколько трудным был этот процесс. Можно еще столько же говорить о том, почему он стал культовым, но сегодня не об этом. Напоследок хочется отметить, что несмотря на все проблемы сериала, я отношусь к тем, кто любит его и очень рад, что он все же был завершен.