Потрясающий сюжет и возможность менять его – это то, что можно услышать, когда речь заходит об играх CD Project Red, BioWare и Telltale [по факту в играх Telltale кроме Ходячих этого нет, но, увы, люди в это верят]. Всем нравится менять сюжет и понятно почему: кто не хочет спасать мир по-настоящему, принимая решения, а не только размахивая мечами или пушками.

И вот вам загадка в тему, что лучше: играть, читать или смотреть? Ответ – визуальные новеллы, которые объединяют в себе все три элемента. Дают тебе возможность быть глав. героем, который влияет на историю. Сегодня этот жанр довольно развит, имеет свою историю, самых разных представителей, но для большинства геймеров остается неизвестным. Возможно, вы где-то от кого-то слышали про «Бесконечное лето», или даже играли в него, но только им жанр не ограничивается.

Так как уже девятого числа выйдет одна из самых известных визуальных новелл Phoenix Wright: Ace Attorney, в честь этого, мы полностью разберем все про визуальные новеллы.

В книге все было не так!

Прародители визуальных новелл были исключительно в текстовом формате. На экране, если это игра была на ПК, описывалась ситуация на подобии: «Перед вами два стула, на одном пики точеные и так далее. Выберите, на какой сесть» и в зависимости от выбора тебе показывали следующий текст. В книгах-играх [представьте себе, такие были] внизу страницы были сноски, например, если вы выбрали первый стул, переверните на страницу 26. Так история гоняла тогдашних геймеров по своим страницам раз за разом. Намного позже, создатели книжных проектов поняли, что не одними квестами, любовными историями или хоррорами можно ограничиваться, и на страницах текстовых игр есть место перестрелкам и экшену.

Появились проекты, которые требовали постоянных бросков кубика и подсчетов [вот это я понимаю интерактив]. Не успели оглянуться, как все любители первых компьютерных игр в 1980-том зачитывались книгами-квестами серии «Fighting Fantasy» и «Choose your Own Adventure». Они не были первыми в своем роде, но именно в них появились иллюстрации, визуализирующие происходящее. Они становились все сложнее, и таким образом перекочевали в настольные игры. А сегодня некоторые разработчики пытаются переносить их содержание на мобильные устройства или ПК.

«Боевая система это хорошо, но зачем она нужна, если лучше рассказать отличную историю, добавить в нее спрайты, саундтрек, задники – так атмосфера лучше, да и литературная основа от этого не станет хуже» – когда-то подумали некоторые разработчики. Так желание уйти от боевой и РПГ составляющей привели к созданию шаблона для целого жанра, который мы сегодня и знаем как визуальные новеллы. Достаточно самобытные произведения, которые зачастую делаются на таких движках как Twine и Ren’py активно стали развиваться в инди-сфере.

Куда ни посмотри – везде аниме

В отличие от западной аудитории, в восточных странах, зачастую в Японии, жанр приглянулся. А как известно – все, что становится частью японской индустрии развлечений развивается очень бурно. Так визуальные новеллы прижились в стране восходящего солнца, и аниме стилистика стала отличительной чертой жанра.

Особое влияние на него произвел такой подвид новелл как отоме, что переводится «для женщин/девушек». По сути это визуальные новеллы и симулятор свиданий в одном. В 90-тых годах рынок был переполнен ими.

Формулой успеха такой игры был, во-первых, качественный бисёнен. Так характеризуются в Японии красивые мужские персонажи с женскими чертами лица, которые отдают ноткой яойности. Во-вторых, трогательный романтический сюжет, а в третьих: качественная музыка, озвучка от известных актеров аниме [также известных как сєйю], и шикарный визуал. Манипулируя чувствами женских сердец, и зарабатывались тогда деньги. Отоме клепались как сегодня королевские битвы, а лучшие сейю не успевали выпить и стакана воды, как их тащили на озвучку новой игры. Если вы мне не верите, то могу сказать, что существует как минимум 104 известных отоме-игры.

Еще одним важным клишированным элементом была серая главная героиня, лишенная такого понятия как «интересная личность». В первую очередь это связано с японскими идеалами девушки, которая должна быть тихая, робкая и терпеливая. С этим связана и проблема отоме-игр, где частенько ГГ ни во что не ставили и относились к ней как к тряпке. Мол, хочешь счастья – терпи. Но, несмотря на противоречивость, отоме-игры сделали большой вклад в развитие жанра, а также приглянулись западной аудитории.

Западный взгляд

Западные геймдевы решили взглянуть на визуальные новеллы с другой стороны. Начали они с переозвучки самых лучших визуальных новел, а после стали выпускать свои продукты.

Западным девушкам не нравилось играть за послушную героиню отоме-игр, а мужчины хотели просто поиграть в визуальные новеллы, где не нужно заводить отношений с каким-нибудь бисёнен персонажем. Так безликих героинь и правило «счастливые отношения или смерть» сменили продуманные и интересные герои, качественный сюжет, квесты, интриги и философские вопросы о жизни. Ну, а между делом ты мог склеить вайфу или хасбендо. Японцы в свою очередь тоже подхватили это веянье и стали делать истории более разноплановыми.

Появились сюжеты о расследованиях преступлений, встречах с потусторонним, политических интригах. Сюжет становился все менее линейным, а геймплей, состоящий до этого из выбора варианта ответа, разбавили мини-игры.

Примеры для знакомства

Теперь, когда вы все знаете, пришло время привести в пример несколько мастхевов для ознакомления с визуальными новеллами.

Katawa Shoujo/Девушки с ограниченными возможностями

Само название намекает на какой-то гаремник. По факту так и есть, но не совсем. История рассказывает о парне Хисао Накай, страдающим врожденным пороком сердца. Однажды в школе одна девушка признается ему в любви и в этот момент у него случается сердечный приступ. Хисао попадает в больницу на несколько месяцев. От него отворачиваются все друзья, в том числе и та, что призналась ему в любви. Перед выпиской он узнает, что его перевели в школу для детей с инвалидностью.

Авторы игры, которые трудились над ней 5 лет, смогли без лишнего нытья показать людей с особыми потребностями, как простых членов общества, не отличающихся от нас. Герои действительно живые, а их поступки и твисты в новелле – будут выжимать из особо эмоциональных игроков слезы. Новелла распространяется создателями бесплатно.

Long Live The Queen!

Это истинный рогалик от мира визуальных новелл. По сюжету королева умирает, и ее место занимает 14-летня Элоди, дочь умершей монархини. Геймплей по большей части состоит из обучения. У нас есть около 30-ти дисциплин, которые надо выучить, чтобы управлять страной.

Выучить все невозможно, поэтому чем-то нужно жертвовать. Увы, все эти жертвы приведут к гибели Элоди. Например, изучая тактику, морской бой и политику, королева не изучавшая интриганство легко может быть отравлена своей едой. Или если слишком сильно заботиться о своей безопасности, это может привести к народному восстанию и свержению власти. Со временем ты играешь не для того, чтобы выиграть, а с целью посмотреть, как еще она может умереть.

The Yawhg

В этой новелле ты заранее знаешь, что на городок у океана, где происходит действие игры, скоро обрушится ураган Явг. Твои герои и другие жители конечно об этом не знают. Все живут обычной жизнью. С твоими персонажами всегда происходят разные ситуации, которые еще скажутся на будущем. Обидел человека, а он хоп – повесился.

Когда придет Явг – все ваши действия дадут о себе знать. Когда на людей обрушится локальный апокалипсис, каждый получит по заслугам в зависимости от своих действий. В игре 52 концовки и большинство из них варьируются от «печальная» до «жизнь – тлен». В ней есть относительно хорошие концовки, но могли бы быть и позитивней. У игры к тому же потрясающая картинка, которая поначалу может заставить подумать, что не такая уж игра и печальная.

Жанр визуальных новелл продолжает развиваться, и о нем можно еще долго говорить. Что мы и сделаем в будущем, рассказав вам о самых лучших представителях жанра. А пока у вас есть время, чтобы оценить предложенные нами проекты.