Перед релизом Psychonauts 2 в Steam можно было приобрести оригинал со скидкой в 90%, так что это отличная возможность перепройти старую игру, чтобы ответить на данный вопрос. Скажу сразу, ответ вас устроит в любом случае.

Оригинальная игра рассказывает о лагере для детей, обладающих паранормальными способностями, где их тренируют, чтобы потом отобрать лучших в ряды шпионской организации «Психонавты». Сама организация занимается тем, что проникает в мозг людей, чтобы отыскать там скрытую информацию. Наш герой Разпутин [он же Раз], беглый циркач, пробирается в лагерь, дабы попытать удачу и присоединиться к числу Психонавтов. Во время этого в лагере начинает действовать безумный дантист, который крадет мозги детей.

Первое, что сразу выделяется в Psychonauts – легкий юмор и не напряженная атмосфера. Однако с учетом того, сколько уже прошло времени, сегодня есть куда больше игр, которые и играются приятней и веселят больше. Первая Psychonauts скорее очаровывает, нежели веселит, и это отражается как в геймплейном, так и сюжетном плане. Главная особенность этой игры и то, чем она выделяется среди коллег по цеху даже сегодня – экспериментальный подход к дизайну уровней.

 Вся игра состоит из двух частей. Первая – это лагерь Психонавтов «Шепчущий камень», который выступает большим хабом с кучей секретов, персонажей и зон. Вторая же, уровни в чужих головах. Продвигаясь по сюжету, вы попадаете в разумы разных участников повествования, где начинается самое большое веселье. Так, в голове Олеандра мы попадаем на поле сражения, где нам предстоит проходить полосы препятствий как минное поле или же поле под обстрелом. В мозгу же Миллы Воделло Раз оказывается на психоделической вечеринке, где все пестрит красками и большим количеством динамических препятствий. Играется это куда лучше, чем звучит на словах, но по изобретательности эти уровни всегда найдут, чем вас удивить.

Например, после схватки с одним из боссов вы попадаете в небольшой городок, где как Кайдзю разрушаете его и даже залезаете на большое здание, словно Кинг Конг. Добавьте к этому и то, что как в хабе, так и в мозгах персонажей вы столкнетесь с обилием головоломок, что не удивительно, учитывая прошлую работу Тима Шейфера, руководителя и автора проекта, над самыми лучшими квестами LucasArts.

Кроме того, постоянные механики вроде скольжения по проводам, ходьбе по канатам или же акробатических прыжков между шестами — всегда делают геймплей веселым.

Даже спустя шестнадцать лет степень изобретательности «Психонавтов» остается поразительной. Как сказал один из обзорщиков второй части, если составлять список 10 самых лучших с точки зрения идеи и арта уровней современности – то уровни в Psychonauts 2 заняли бы половину списка. Так вот, если точно такой же список составлять для проектов нулевых годов, ситуация ничуть бы не поменялась и первая часть Psychonauts урвала бы одни из первых мест в этом топе. Да даже главное меню игры, где вы должны бегать по большому мозгу, чтобы выбрать новую игру или загрузку старой – до сих пор выглядит очень новаторски.

Ради справедливости стоит сказать, что вступительная часть Psychonauts самая слабая и разум Олеандра, выступающий обучающей локацией, вряд ли может удивить. Зато уже следующее путешествие в мозг агента Саши в разы веселей. У игры всегда есть пара козырей в рукаве, чтобы вызвать у вас улыбку на лице и просто удивить.

Хотя это не означает, что так происходит всегда. Уже на середине прохождения вы будите замечать, что игра может препятствовать вашему прогрессу. Так, некоторые возможности открываются по сюжету, когда другие приходится открывать самостоятельно, повышая свой ранг или же за специальную валюту, которую игра вынуждает искать. Проблема в том, что в игре нет указаний, какие именно способности и на каком этапе вам нужны. Так, вы не сможете пройти некоторые уровни, ибо банально не приобрели нужное умение. Видимо, разработчики предполагали, что к этому времени вы уже откроете все нужные способности, однако нет.

Вторая странная вещь – обилие коллекционных предметов. Если бы в игре был не лучший геймплей, можно было бы предположить, что их используют в качестве заглушки и разнообразия, вот только все совсем наоборот. Коллекционные предметы лично меня отвлекали от прохождения отличного платформинга, ибо я игрок, который не может не взять очередной предмет, если уже заметил его.

Эта особенность не договаривать чего-то, не показывать игроку чего от него хотят, и заставлять находить разнообразные предметы пусть это не интересно – наследие приключенческих игр, которые ранее создавал Шейфер, и они во многом являются неуместными, так как тормозят прохождение. Также часто у вас отбирают управление, чтобы показать очередную кат-сцену, которая не очень интересна или не имеет значения для сюжета. Особенно это чувствуется в лагере, где разговор с каким-нибудь ребенком часто становится такой кат-сценой.

В итоге все это приводит к тому, что Psychonauts это одна из тех игр, которая требует от вас подглядывать время от времени в прохождение. И не то чтобы это минус. Просто с учетом того как различаются игры LucasArts и Psychonauts, то, что хорошо работало в квестах, в первой игре Double Fine сегодня смотрится неуместно.

Отвечая на главный вопрос всей статьи, я бы порекомендовал вам пройти Psychonauts если у вас есть желание знать всех персонажей во второй части и понимать все отсылки в сиквеле на оригинал. Однако, играбельна ли первая Psychonauts? Да. Но, как и обещали разработчики, сиквел вполне самодостаточный, чтобы понять сюжет независимо от первой игры. В своем корне Psychonauts до сих пор является жемчужиной, хоть и присыпанной горской устаревших дизайнерских решений. Если у вас есть время и желание, в эту игру стоит поиграть перед сиквелом, и вы останетесь в большей части довольны. Если же вам не так важно знать героев, о которых вам и так расскажут, можете смело ее пропускать.