Battlefield 1942 (2002)

Нечестно говорить, что DICE на момент релиза Battlefield 1942 были новичками в индустрии и с первого раза смогли создать революционный шутер. Первая «Батла» действительно была дебютом шведских разработчиков на поприще шутеров от первого лица, но его релизу предшествовали 17 разнообразных игр, в числе которых можно отметить культовую в узких кругах адаптацию мультфильма «Шрек». Весь полученный за 10 лет работы в индустрии опыт позволил студии привлечь внимание издателя Electronic Arts и получить разработчикам рекордный для себя бюджет на воплощение концепта «шутера нового поколения».

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

В первую очередь удивлял масштаб боевых действий. Разработчики не стали следовать тренду арена-шутеров, коих и без того было в избытки на начало нового века, вместо этого предпочтя уделить внимание размаху событий. Всего в игре было два противоборствующих блока – Axis и Allied – они включали в себя 9 фракций и 5 стран, которые различались оружием и военной техникой. Вместо небольших арен – просторные уровни, где смогло схлестнуться внушительные по меркам 2002 года 64 игрока, управляя разнообразным набором транспорта – от джипов и танков до катеров и даже самолетов. Разумеется, Battlefield 1942 не была первым масштабным милитари-шутером, но благодаря качественной графике и умелом балансу между реализмом и аркадностью творение DICE было обречено на успех.

Battlefield Vietnam (2004)

Через 2 года появилась Battlefield Vietnam, ставшая закономерной эволюцией идей первой игры. В качестве главного новшества – смена сеттинга с фронтов Второй мировой войны на тропические джунгли Вьетнама. Изменение места действия повлияло как на запас вооружения, так и на экземпляры управляемой техники. Из необычных особенностей выделялось то, как разработчики отдали дань уважения эпохе, оставив возможность прослушать на радио в транспорте 17 культовых композиций. В саундтрек записались такие шедевры рок-музыки, как Somebody to Love, Hush и Fortunate Son, а также «Полет Валькирий» Вагнера, что явная отсылку к кинофильму «Апокалипсис сегодня».

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Из геймплейных изменений можно отметить возросший размер карт, возможность вести бой из машин, противопехотные мины, функция авиадоставки транспортных средств и небольшие опции по кастомизации внешнего вида классов. Дополнительно пересмотру подверглась и сама система классов. Так, например, функцию врача принял на себя штурмовой класс, что на релизе было встречено без особого энтузиазма игровой аудиторией. Но в целом развитие серии Battlefield в виде Vietnam удостоилась похвалы от критиков и геймеров, что развязало руки разработчикам для дальнейших экспериментов.

Battlefield 2 (2005)

Очередная часть серии и вновь смена сеттинга – в этот раз разработчики отправляют игроков на поля современной войны, где союз Европы и США вступил в войну против коалиции Китая и ближневосточных стран. Современный сеттинг ожидаемо наложил отпечаток на набор оружия и техники, но главное отличие Battlefield 2 – еще больший упор на командную игру, что было достигнуто введением голосового чата (или набора голосовых команд за неимением микрофона), системы сквадов, которая с минимальными различиями кочевала в следующие части серии и введение функции командира.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Командирский режим позволял одному из участников команды, выбранному по принципу лучшего рейтинга, использовать артиллерийские удары, сбрасывать на поле боя ящики с боеприпасами и разведывать территорию врага с помощью дронов. Кроме того, командиры были и у сквада, участники которого могли возрождаться рядом с ним, а все бойцы, находящиеся внутри машины, при присутствии рядом инженера, медика или бойца класса поддержки восстанавливали здоровье и запас патронов. Как итог – разработчики повторили успех Battlefield 1942 и выпустили еще один прорывной шутер, релиз которого омрачался лишь высокими системными требованиями и обилием багов.

Battlefield 2: Modern Combat (2005)

Battlefield с момента релиза первой игры была компьютерным эксклюзивом и могла похвастаться хорошими продажами. Однако вечно игнорировать многочисленную консольную аудиторию разработчики не хотели, поэтому на базе Battlefield 2 выпустили спин-офф Modern Combat эксклюзивно на PS2, Xbox и Xbox 360. К сожалению, во многом консольная версия «Батлы» уступала компьютерным собратьям, пусть и предлагала уникальные для серии решения. Например, в игре была одиночная кампания, где в случае гибели можно было моментально продолжить сражение, вселившись в одного из солдат на поле боя.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Про мультиплеер тоже никто не забыл, но дошел он до Battlefield 2: Modern Combat в урезанном варианте. Так, вместо стандартных 64 игроков всего карта могла вмещать до 24 бойцов, а из всех режимов в игре остался только «Захват флага» и «Захват». Впрочем, даже несмотря на ряд упрощений игровая аудитория положительно встретила первую консольную игру в серии Battlefield. Увлекательность базового геймплея шутера не так просто испортить, к тому же в мультиплеере была система кланов, что позволило Modern Combat создать вокруг себя преданное и активное игровое сообщество.

Battlefield 2142 (2006)

Продолжая разрабатывать игры стахановскими темпами уже в следующем году DICE явили миру продолжение серии в лице Battlefield 2142, где местом действия выбраны Азия, Европа и Африка в эпоху новой мировой войны, разгоревшейся из-за наступления ледникового периода. Несмотря на футуристический сеттинг игра не могла похвастаться существенными нововведениями, но совсем без новшеств не обошлось. Отметим введения ховеркрафта ПАК, представляющего собой гибрид лодки и танка, и расширенного запаса амуниции. Оружие, получаемое за счет повышения ранга, разрешали улучшить с помощью модификаций. Также не стоит забывать о добавлении специальных устройств для классов, вроде камуфляжа-невидимки у снайпера-диверсанта.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Но главная особенность Battlefield 2142 – мультиплеерный режим игры «Титан», проходящий на протяжении двух актов. У каждой команды было по титану, который мог как вести атаки с неба, так и приземляться на землю, уничтожая без каких либо проблем десятки игроков одновременно. Ключ к победе – слаженная работа команды, из-за чего в первом акте предстояло захватить шахты для пуска ракет, с чьей помощью можно было разрушить силовой щит титана. Во втором акте требовалось зайти на базу противника, захватить командные консоли и взорвать реактор. Только в этом случае можно было рассчитывать на окончательное разрушение титана.

Battlefield: Bad Company (2008)

После успешного дебюта на консолях студия DICE спустя два года вернулась с новой частью серии под названием Battlefield: Bad Company, вышедшей эсклюзивно на PS3 и Xbox 360. Да, в игре сохранилось наследие Modern Combat, включая мультиплеер на 24 человека и не самые большие карты, но вместе с тем Bad Company стала, пожалуй, самой революционной игрой во франчайзе на момент релиза. Во-первых, в кои-то веке игроки получили пристойную сюжетную кампанию в Battlefield с отличными катсценами, уровнями-песочницами и сюжетом, повествующим об участниках штрафбата «Дурная компания». Сюжетная кампания Bad Company – редкий пример качественного юмористического сюжета в играх, поэтому ей и по сей день удалось неплохо сохраниться.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Следующее важное достижение новой Battlefield – переход игры на движок Frostbite, разработанный самими DICE. Помимо современной графики Frostbite вводил в серию разрушаемое окружение, ставшее в итоге одной из главных черт серии. Отныне засевший на чердаке снайпер не представляет угрозы, если в инвентаре завалялась РПГ – один выстрел и нет ни снайпера, ни части дома, из которой он хитро подстреливал оппонентов. К сожалению, игра не получила переиздание или ремастер, но при желании пользователи консолей Xbox могут поиграть в Battlefield: Bad Company по программе обратной совместимости.

Battlefield: Heroes (2009)

На заре популярности условно-бесплатных игр Electronic Arts постаралась зацепиться за новый тренд, выпустив Battlefield: Heroes. Геймплей игры во всем соответствовал ее мультяшному визуальному стилю – игроки получали казуальную версию Battlefield со сравнительно небольшими картами, минимум режимов, без баллистики пуль и каких-либо других намеков на реализм. Тем не менее, Battlefield: Heroes была достаточно увлекательна, чему дополнительно способствовала система прокачки и существенно различающиеся между собой классы. Однако со временем интерес аудитории к проекту снизился, да и сами Electronic Arts проявляли минимальную активность в поддержке Heroes, из-за чего в 2015 году сервера игры были закрыты.

Battlefield 1943 (2009)

Battlefield 1943, несмотря на возвращение к истокам серии в плане сеттинга, была еще одной экспериментальной для серии игрой, вышедшей исключительно на консолях. Новый шутер не имел каких-либо притязаний на харкдорную аудиторию и создавался с прицелом познакомить как можно большее количество новых игроков с основами геймплея серии, из-за чего упрощению подверглись одни из основных механик игры. Так, например, можно было вовсе не беспокоиться о количестве боеприпасов и не звать истошно медика, находясь в бою – здоровье и даже патроны восстанавливались автоматически. Также претерпела правок система уровней, благодаря которой отныне все оружие было доступно с самого начала.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Было по минимуму и классов: штурмовик, разведчик и инженер, значительно снизилось количество доступной для управления техники, а карт так и вовсе было четыре штуки. Но даже с учетом многочисленных упрощений геймплея Battlefield 1943 пользовалась успехом благодаря низкой цене, разрушаемому окружению, высокой динамике сражений и введению режима «Воздушное превосходство».

Battlefield: Bad Company 2 (2010)

Battlefield: Bad Company 2 часто фигурирует во всевозможных топах «лучших игр серии Battlefield» за счет желания разработчиков по максимуму использовать сильные наработки франчайза. Да, игра, как и все следующие крупные шутеры серии, вышла на консолях, но ПК версию никто не стал обделять, вернув знакомые ПК-геймерам схватки на 64 игрока, но с возведенными в абсолют особенностями Bad Company. Физический движок теперь не просто позволяет уничтожать клочки зданий, а полностью сносить практически все строения на карте, что открывает ранее неведанные для серии тактические возможности.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Отлично сбалансированная четверка классов в лице штурмовика, медика, инженера и разведчика тоже пришлись по вкусу аудитории, как и 14 карт, сохраняющих баланс между масштабными военными полигонами и небольшими локациями для ближнего контакта. Многочисленные геймплейные достоинства, как и впечатляющая на момент релиза графика, заслужили раннее небывалый для серии успех – только за первый год игра продалась тиражом в 12 миллионов копий. Из очевидных недостатков можно отметить только сюжетную кампанию, которая значительно сбавила градус безумия, из-за чего и потеряла свой шарм по сравнению с первой Bad Company.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Отдельно стоит сказать о версии Battlefield: Bad Company 2, выпущенной эксклюзивно на устройствах с операционной системой iOS. Из интересных моментов игры – кампания, рассказывающая о приключениях четверки «Дурной компании» и до предела упрощенный мультиплеер, где оружие приходилось искать на картах словно в арена-шутерах. И пусть сегодня игра выглядит как нелепый артефакт времени, но на момент релиза ощущалась вполне сносно.

Battlefield: Play4Free (2011)

Battlefield: Play4Free – еще одна попытка Electronic Arts выстрелить в нише условно-бесплатных игр, используя известный бренд. Попытка, прямо скажем, намного более провальная, чем Heroes. Если прошлая игра могла похвастаться хотя бы колоритной стилистикой, то Play4Free выглядит не только устаревшей технологически, работая на движке Refractor Engine 2, но абсолютно безликой стилистически, используя карты из Battlefield 2, а оружие из Battlefield: Bad Company 2. Помимо максимально примитивного игрового процесса условно-бесплатная Battlefield имела проблемы с балансом из-за возможности купить лучшее снаряжение за микротранзакции.

Battlefield 3 (2011)

Несмотря на все предыдущие заслуги серии, шутеры от DICE принято делить на два этапа: до релиза Battlefield 3 и после него. Издатель и разработчики явно решились пойти ва-банк, создав ультимативную часть Battlefield, которая к тому же и выглядела для своего года чуть ли не меньшим некстгеном, чем Crysis для 2007-ого. Прорывная для шутеров система анимация по технологии NFT, впечатляющая графика на движке Frostbite 2 с обилием разрушений и невероятный звук – все это выглядело настолько свежо для 2011 года, что не оставляло никаких шансов главному конкуренту в лице Call of Duty. Конечно, вышедшая в том году Call of Duty: Modern Warfare 3 все равно продалась большим тиражом, но на фоне Battlefield игра выглядела слишком блекло, даже бедно.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Кроме того, Battlefield 2011 аккумулировала сразу все достоинства предыдущих частей, что делало ее максимально разносторонней игрой. Скучали по масштабным схваткам? Добро пожаловать на карту «граница Каспия», которая не только была самой большой в серии на тот момент, но и удивляла масштабом разрушений после падения гигантской антенны. Желали адреналиновых боев на манер Call of Duty? Тогда к вашим услугам карта «Метро», где 64 человека в тесных пространствах позволяли устроить настоящую мясорубку. Наконец, в игре была чуть ли не лучшая в серии одиночная кампания и дополнительный кооперативный режим. Battlefield 3 – важнейшая и по некоторым моментам высшая точка эволюции серии Battlefield.

Battlefield 4 (2013)

Концепт Battlefield 3 оказался в целом настолько удачным, что в новой игре разработчики решились не изобретать заново велосипед, вместо этого улучшив все стороны хитового шутера. Карты стали еще более масштабными, их количество, как и набор оружия и игровых режимов тоже увеличилось. Для желающих творить на картах хаос добавили так называемый Levolution, который при достижении определенных условии на устраивал заскриптованные разрушения на локации, меняющие окружающий ландшафт. Об одиночной кампании тоже не забыли, дополнив ее большим количеством взрывов на квадратный метр по сравнению с предшественником. Из относительных нововведений – режим «Командира», взятый с небольшими доработками прямиком из Battlefield 2.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

На бумаге мы должны были получить дополненный Battlefield 3, что в итоге и произошло, но релиз шутера был омрачен многочисленными техническими недостатками игры. Ситуация с проблемным запуском второй части повторилась, но в еще более удручающих масштабах. Впрочем, со временем большинство недостатков было исправлено, а в последнее время, после анонса духовного приемника в лице Battlefield 2042, Battlefield 4 получила вторую жизнь и серверы вновь заполнились сообществом активных игроков. Если желаете скоротать время в ожидании новой «Батлы», то мультиплеер четвертой части для этих целей сгодится чуть ли не лучше, чем все последующие части серии.

Battlefield: Hardline (2014)

Battlefield: Hardline – одна из самых необычных частей серии, дискуссии о качестве которой до сих пор не умолкают на фанатских форумах. Иного от студии Visceral Games, ответственных за серию Dead Space, и не приходилось ждать. Не имея опыта в создании шутеров от первого лица разработчики не старались конкурировать с играми DICE, вместо этого создав свое видение серии с городскими погонями и противостоянием полиции и грабителей вместо типичных для серии военных конфликтов планетарного масштаба. В первую очередь стоит вспомнить о сюжетной кампании, где в роли полицейского приходилось заниматься поимкой преступников и сбором улик, пытаясь распутать клубок сюжета игры. В целом мнения о кампании разделились, но в контексте всей серии она более чем заслуживает внимание.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Мультиплеер, повинуясь законам сеттинга, тоже преобразился, уступив место масштабов высокой динамике боев с лихими погонями. Игра предлагала несколько многопользовательских режимов, включая несколько уникальных для серии: «Угон», «Спасение», «Ограбление», «Кровавые деньги» и «Выслеживание». Особого внимания заслуживает «Угон», предлагающий компании игроков удирать на автомобилях от полицейских из враждующей команды и «Спасение», где отряду полицейских требовалось освободить заложников.

Battlefield 1 (2016)

После неудачного запуска Battlefield 4 и крайне неоднозначно воспринятого игровой аудиторией Hardline начало казаться, что серия едва ли сможет в ближайшие годы вернуться на Олимп игровой индустрии. Франчайзу требовались кардинальные перемены, чем по многим параметрам и стала Battlefield 1, где разработчики, несмотря на изначальный скепсис Electronic Arts, отправили игроков на поля битвы Первой мировой войны. Сомнения издателя можно понять, ведь сеттинг накладывает ограничения на методы ведения боя, тип оружия и технику. Однако DICE удалось соблюсти тонкую грань между реализмом и аркадностью, при этом умудрившись сделать мультиплеер еще более динамичным, чем релизы серии с современными военными конфликтами.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Добавить драйва разработчикам удалось благодаря удачно спроектированным картам, где в равной мере могли найти себе развлечение как поклонники ближнего боя, так и пилоты авиации, а также режиму «Операции», где захват контрольных точек сопровождался сменой карты. Кроме того, разнообразие в игровой процесс вносило выдача проигрывающей команде ультимативной спецтехники, вроде дирижабля или супертанка, которые при уничтожении могли изменить ландшафт местности в произвольной точке карты. Дополнительно разработчики прокачали физический движок, из-за чего в домах можно было разрушать пол и потолок. Все удачные нововведения вместе с достаточно неплохой сюжетной кампанией принесли Battlefield 1 статус одной из лучших игр в серии.

Battlefield V

Если некоторые из прошлых игр могли вызывать беспокойство о будущем серии, то с момента анонса Battlefield V DICE будто выбрали для себя путь камикадзе, пытаясь собственными силами закопать франшизу в землю. Первые недовольства игроков начались с показа трейлера, где в антураж Второй мировой войны сопровождался показом героев с достаточно спорным дизайном, после которых катсцена перетекала в фейковый геймплей. Но это была только часть беды – на протяжении практически всех предшествующих релизу дней разработчики словно испытывали на прочность фанатскую аудиторию, бросаясь абсурдными заявлениями. Итог закономерен – Battlefield V стал официально первым коммерческим провалом в серии.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Но если абстрагироваться от заявлений разработчиков и взглянуть на Battlefield V как эволюцию легендарной серии, то все весьма неплохо. По сравнению с предыдущими частями «Пятерка» стала немного более хардкорной и еще больше заточенной на командное взаимодействие. Уменьшился ТТК, солдаты получили возможность возводить укрепления, патроны стали в дефиците, а здоровье полностью не восстанавливалось без аптечки – фундаментальных изменений не оказалось, но благодаря точечным новшествам геймплей сумел преобразиться. Была и сюжетная кампания, но несмотря на все попытки разнообразить повествование, она вновь выполняла роль полигона перед мультиплерными схватками. В целом Battlefield V была не лучшей частью серии, но критические баги, недостаток контента и поведение разработчиков скоропостижно похоронили игру.

Battlefield 2042

Гибель Battlefield V – вполне оправданная цена за Battlefield 2042, который, по крайней мере в предрелизных материалах, выглядит как новый триумф серии. Коммерческий и критический провал пятой части очевидно заставил DICE с небывалым упорством взяться за создании игры, скомпоновав и улучшив все лучшие черты серии. Сеттинг недалекого будущего, самые большие карты в истории серии, 124 игрока в одном бою, небывалое количество оружия, техники и динамически меняющиеся погодные условия, которые кардинальным образом влияют на геймплей – сейчас Battlefield 2042 выглядит как настоящим подарок фанатом. "Извиняющийся" тон разрабочтиков был заметен и по анонсирующиму трейлеру, полному отсылок к популярным среди поклонников серии Battlefield мемам.

Эволюция серии Battlefield - взлеты и падения легендарных шутеров от DICE

Все многопользовательские режимы делятся на три типа «Тотальная война», предлагающие классическую для серии масштабную песочницу, «Опасная зона», рассчитанные на командную игру и еще один тип режимов, где, по слухам, вернутся карты и оружие из предыдущих частей серии. Определенные опасения может вызывать только концепция из 10 разных оперативников, заменивших собой классы бойцов, но предлагаем не торопиться с выводами хотя бы до начала бета-теста игры. И еще одно – от одиночного режима в этот раз вовсе отказались. Остается только надеяться, что все освободившиеся у разработчиков силы пойдут на доработку мультиплеера. Дата релиза Battlefield 2042 запланирована на 22 октября 2021 года на консолях PS5, PS4, Xbox One, Xbox Series X|S и ПК.  

Читайте также: сравнение серий Battlefield и Call of Duty.