Сложности наименования

Странность серии NieR заключается не только в ее замысловатых сюжетах или образе ее создателя, но и в самой игры как таковой. Так, оригинальная NieR Replicant была практически разделена на две игры, которые отличалась главными героями и отношениями с некоторыми персонажами, причем все остальные элементы были общими. NieR Gestalt — это европейская версия игры, где взрослый, брутальный главный герой спасал от болезни свою дочь Йому. NieR Replicant — это версия игры эксклюзивно для Японии. В ней главный герой имел более стилизованный внешний вид и приходился Йоме старшим братом.

Несмотря на такие кардинальные отличия как разные главные герои, в играх было больше общего. Очень жаль, что не в самом хорошем смысле. Дело в том, что бюджет первой NieR был относительно скромнее, чем у многих других игр, что сказалось на качестве геймплея и давало о себе знать в скучных миссиях, пустом открытом мире и неуклюжей боевой системе.

Однако отличительной чертой игры стал не столько геймплей, сколько мрачная история, которая с самого начала подавалась так ненавязчиво, что ты не успевал понять, когда она превратилась в нечто ужасное, темное и философское.

При этом еще одна отличительная черта этой серии — смена жанра. Еще задолго до того, как клиповое мышление стало нормой, разработчики игры поняли, что показывать игроку один жанр — это скучно, поэтому сделали так, чтобы в один момент их игра была экшеном, в другой — платформером, а в третий стала визуальной новеллой. Нельзя сказать, что это сильно понравилось большой аудитории, однако достаточно запомнилось, чтобы не забыть проект на долгие годы.

Странность и одновременно мрачность NieR неотделима от образа ее создателя, геймдизайнера Йоко Таро — одного из самых эксцентричных людей в индустрии, даже по меркам Японии. В первую очередь его знают как парня в маске, которую он носит по причине своей социофобии и нежелания общаться со СМИ. Чтобы понять, что такого особенного в Таро, он человек, который на вопрос, почему он так объективирует женских персонажей в своих играх, отвечает, что он так чувствует. Кроме того, именно он придумал для ремейка это странное название [кстати, оно на самом деле ничего не значит]. И напоследок — Таро человек с синдромом самозванца, который считает, что все его игры недостойны внимания, мусор и не советует в них играть. А все финансовые успехи или популярность оправдывает чистой случайностью и удачей.

В любом случае странность Таро стала визитной карточкой серии, которая подчеркивает неоднозначность тем в его играх.

От Drakengard до NieR Automata

Необычность и неоднозначность тем в работах Таро виднеется еще в самых ранних его играх. Так, сама по себе серия NieR появилась как спин-офф самой первой его игры Drakengard, где он выступал в качестве ее креативного директора. Сложности сюжета я описывать не буду, но скажу так, что в игре у вас есть несколько игровых персонажей, каждый из которых травмирован психически и совершенно не идеален.

Среди персонажей Drakengard, есть педофилы, убийцы и жертвы домашнего насилия со стороны родителей. Например, Ариош — это обезумевшая мать, которая после убийства Империей ее семьи, начала убивать других детей и есть их, так как считала, что она сможет оберегать их внутри себя от всех невзгод.

Все эти не идеальные и даже поехавшие герои смешиваются в одном котле, для того, чтобы двигать историю вперед. Причем сделано это все не шутки ради и подается вполне себе серьезно, и после прохождения игры вам захочется лечь на кровать и обнять свои колени. Причем логика Таро была следующей: в видеоиграх главные герои убивают огромное число людей совершенно не испытывая зазрений совести, оставаясь вполне себе человечными. В голове Таро это просто невозможно, поэтому он считает, что герои таких видеоигр, вероятно уже должны быть сумасшедшими, дабы делать нечто подобное, что и подчеркивает в своей собственной игре.

Несмотря на то, что геймплейная часть Drakengard была довольно блеклой и скучной, а сюжет прыгал от места к месту и ошеломлял игроков своей подачей – игроки увидели потенциал. В проектах Таро с самого начала история была многослойной и только пройдя игру пару раз можно было увидеть все те мысли, которые прятались при первом прохождении за шокирующими образами и непонятными сюжетными ходами. Главное — ты никогда не знал, что игра может тебе показать. Будет ли это шокирующий темный конец или шуточная альтернативная концовка? Ну и не стоит забывать о нетипичных героях с пугающей предысторией, которые явно контрастировали с персонажами других игр того времени.

Все это стало столпами того, что любят игроки и ожидают увидеть в его играх. Можно назвать это уникальным авторским почерком, как долгие пафосные речи в случае Хидео Кодзимы. Игры Йоко Таро были самобытными и непохожими ни на что, поэтому так полюбились, хоть и не сразу. Долгое время, что Drakengard, что первая NieR имели узкое число фанатов, но когда вышла NieR Automata, все поменялось кардинальным образом, ведь она сделала серию NieR популярной

С каждой новой игрой Таро хотел создать что-то особенное, но у него просто не было возможности реализовать это до выхода Automata. Причем игра получилась такой хорошей, по причине того, что прошлая NieR была не лучшей с точки зрения механик. Square Enix долгое время считали первый проект в серии NieR коммерчески провальным[отсюда и появился синдром самозванца у Таро], и только когда игра прошла проверку временем, геймдизайнеру дали второй шанс, при этом отдав разработку мастерам слешеров — Platinum Games. Что важно, разработчики были не просто мастерами своего дела, но и большими фанатами оригинальной NieR, что также сказалось на финальном продукте. Таро возглавил разработку, а продюсировал игру другой известный деятель индустрии Йосуке Сайто, которые имеет определенный контроль над творческими порывами Таро, так как очень давно сотрудничал с ним.

Благодаря отличному творческому объединению NieR Automata стала отличным слэшером, который все так же переключался на разные жанры и менял акценты в зависимости от персонажей. При этом геймплейное ядро оставалось цельным. Таро же придумал историю не менее мрачную и трагичную, при этом в меру сдерживаемый Сайто, обошелся без откровенного треша. И в итоге получился философский трактат о ценности жизни. Произведение стало мейнстримом и автор получил широкую известность, чему не особо рад.

Несмотря на качество NieR Automata в фанатских кругах все еще считается, что Replicant является более мощным творческим высказыванием с интересными персонажами. По этой причине, интерес к NieR Replicant ver. 1.22474487139… такой большой. Старые фанаты хотят снова погрузиться в любимую часть серии, а новые – еще больше увидеть того самого фирменного почерка Йоко Таро.