Большинство игровых джемов — это одновременно соревнования, в которых вы можете выиграть довольно большие призы и получить признание. Но для значительной части разработчиков, студентов и энтузиастов целью является знакомство с новыми людьми, борьба со временем и мотивация превратить идею в рабочий прототип, который может стать семенем действительно хорошей игры. Здесь люди не тратят время на обсуждение коммерческого потенциала, целевой аудитории или рисков – они просто создают хорошую игру.

В равной степени мы получаем, как самородки, так и непонятные проекты, которые умирают в тот же день, когда и рождаются. Но все же есть те, которые со временем перерастают в нечто большее и становятся популярными. Сегодня мы поговорим как раз о таких играх, разработанных за несколько дней, которые эволюционировали и стали в итоге мейнстримом.

Don't Starve

Don't Starve родилась во время 48-часового джема, однако после демонстрации она была отложена в ящик, пока через два года, после того как студия Klei Entertainment закончила работу над Mark of Ninja, не вернулась к этому проекту по выживанию.

Интерес к Don't Starve подогревался во время бума игр на выживание. Хотя создатели называют Minecraft как источник вдохновения, характерная мрачная атмосфера, безусловно, напоминает фильмы Тима Бертона.

Игра была доступна для бесплатной загрузки в 2012 году. Сообщество сделало свой вклад в исправление ошибок и внесение нескольких изменений, в том числе в механику порчи еды. В то время создатели обсуждали, должна ли Don't Starve стать бесплатной, но в конце концов отказались от этой идеи, и игра стала продаваться в апреле 2013 года, и имела впечатляющий успех. Достаточно сказать, что к концу первого года Klei Entertainment продали более миллиона копий игры.

Surgeon Simulator

Этот странный и многими любимый симулятор хирурга был создан во время Global Game Jam. Во время него дополнительные баллы начислялись за использование как минимум 10 ключей управления в игре, по этой причине разработчики ввели в Surgeon Simulator управление каждым пальцем по отдельности.

Сами создатели признались, что к концу работы они уже не были уверены, была ли игра на самом деле забавной или просто из-за долгого отсутствия сна их смешили выпадающие органы. Только презентация проекта убедила их, что нелепый симулятор хирурга на самом деле обладает большим комическим потенциалом, и они решили его развивать.

В результате после 48 часов, потраченных на создание прототипа, три британских разработчика потратили еще 48 дней на выпуск финальной версии симулятора, в которой самое большое удовольствие – совершать ошибки, а игроки одинаково рады неудачам и успехам. Surgeon Simulator – это шутка в форме игры, она совершенно не хорошая, но в этом вся ее прелесть.

Baba Is You

В 2017 году на Nordic Game Jam финский инди-разработчик Арви Тейкари развивает идею игры-головоломки, в которой правила мира меняются, когда меняются предложения. Дело в том, что правила на каждом уровне являются его физическими элементами. Игрок должен перемещать их, изменяя правила игры таким образом, чтобы пройти уровень.

Прототип выиграл этот игровой джем, но Тейкари отказался от этой идеи, опасаясь, что не сможет реализовать ее и найти достаточно покупателей. Однако положительная реакция на игру заставила его взяться за ее развитие и выпустить ее полноценную версию.

На это у него ушло два года, в течение которых он представил проект на itch.io, получил награду на фестивале независимых игр, а также успел судиться с человек, скопировавшим его игру и выпустившим в продажу.

Как рассказывал разработчик, во время двух лет пока он продолжал создавать игру он был загружен на работе, а также писал магистерскую, поэтому для него создание Baba Is You было способом расслабиться.

Когда она вышла, то получила успех как финансовый, так и коммерческий. Подробней про Baba is You можете прочитать в нашем обзоре.

SUPERHOT

Все началось во время 7DFPS, или 7-дневного джема по созданию шутера от первого лица. Польская команда разработчиков была вдохновлена игрой Time4Cat, в которой время течет только тогда, когда игрок перемещает кошку по доске. Три отдельных уровня были объединены в одну короткую игровую сессию, которая позже стала доступна онлайн как бесплатная браузерная игра.

Идея игры, которая позволила бы игрокам убивать врагов и избегать пуль, как в замедленной съемке, попала в яблочко и игра стала международной сенсацией. Разработчики, мотивированные успехом в СМИ, решили пойти еще дальше, и команда приступила к работе над полноценным продуктом, почти мгновенно набрав необходимое количество голосов в Steam Greenlight. В мае 2014 года Superhot Team запустила кампанию на Kickstarter - требуемая сумма была собрана за 23 часа и даже превысила все ожидания.

Также успех игры пришелся на бум новых игр для VR, поэтому она стала хитом еще и для виртуальной реальности.

Celeste

Невероятно сложный платформер о приключениях рыжеволосой Мадлен имеет двух разработчиков - Мэтта Торсона и Ноэля Бэрри. Игра создавалась в течение четырех дней. Прототип был амбициозным и состоял из тридцати уровней, прохождение которых требовало точности и хороших рефлексов. После джема канадцы пригласили бразильскую студию MiniBoss для работы над визуалом. Игра была выпущена в 2018 году и достигла пика в игровых чартах. Только в 2018 году Celeste продалась в количестве более 500000 копий.

Хотя Celeste претерпела значительную эволюцию от первоначальной идеи до готового продукта, в оригинальную игру все еще можно сыграть. Celeste Classic, то есть прототип, созданный для игрового джема, доступен в виде мини-игры, спрятанной на одном из уровней игры.

Keep Talking and Nobody Explodes

На все том же Global Game Jam 2014 трое канадских разработчиков Аллен Песталуки, Бен Кейн и Брайан Феттер решили использовать для создания своей игры VR, который тогда еще не был чем-то серьезным. Зачастую все ограничивалось тем, что кто-то создавал для VR американские горки, и пока один человек веселился, остальные люди могли только задаваться вопросом: « что же он там видит, что так кричит?».

Это натолкнуло троицу на идею создать игру, в которую будет интересно играть как человеку в шлеме виртуальной реальности, так и еще одному без него.

Канадцы рассматривали несколько концепций, но обезвреживание бомбы оказалось наиболее привлекательной. Продемонстрированный прототип вызвал большой ажиотаж. После успеха на джеме игра была доработана и вышла в полноценный релиз.