Год первый

Для начала скажем, что первый год жизни консолей всегда отмечается некой засухой среди игр. Из-за большой секретности многие разработчики долго не получают доступ к новому железу практически до момента релиза консоли. А девелоперы, чьи игры все же попадают в стартовую линейку, только пробуют свои возможности, и их проекты не сильно впечатляют. Это не значит, что они плохие, просто зачастую они мало чем отличаются от проектов прошлого поколения и настоящий некст-ген нам нужно ждать еще год.

Среди стартовой линейки всегда есть пара хороших игр, демонстрирующих тот высокий уровень, что они могут позволить [зачастую ими пытаются продать консоль]. Есть несколько специальных игр, показывающих фичи нового девайса [если мы говорим про Sony, то — Astro’s Playroom самый яркий пример] и целый ряд игр, которые вы могли вполне увидеть на прошлом поколении, и они не особо запомнятся. Их, увы, большинство. Как относиться к такому раскладу: хорошо или плохо, зависит от того, было ли такое раньше. А вот что было.

Стартовая линейка PlayStation

Когда вышла первая PlayStation, в ее каталоге было 12 игр: Air Combat, Battle Arena Toshinden, ESPN Extreme Games, Kileak: The DNA Imperative, NBA JAM Tournament Edition, Power Serve 3D Tennis, Rayman, Ridge Racer, Street Fighter: The Movie, The Raiden Project, Total Eclipse Turbo, Zero Divide.

Среди всей этой большой кучи было несколько классических и хороших игр, как Rayman, Ridge Racer и Air Combat. Не обошлось, правда, без откровенно плохих игр, как Street Fighter: The Movie и Kileak: The DNA Imperative. Если и можно похвалить эту стартовую линейку, то пожалуй за разнообразие, которое она нам давала. У нас было несколько спортивных игр, гонок, шутер, три файтинга, платформер и даже симулятор воздушных сражений.

Сравнивать это с текущим списком стартовых проектов PS5 интересно, потому что Sony, похоже, практикует все тот же подход и выпускает много разных игр. У вас есть красочный платформер, ролевая игра с открытым миром, экшн-игры, супергерои, ремейки и онлайн-шутер. Все и для всех.

Что касается эксклюзивов, то это совсем другая история: PS1 предлагает семь эксклюзивных игр из общего набора двенадцати игр. В свою очередь у PS5 только три эксклюзива из 10 стартовых проектов.

PlayStation 2

В 2000-ном году Sony выпускает PlayStation 2 с каталогом из 29 игр на старте. Однако это тот случай, когда количество не лучше, чем качество. Перечислять все 29 игр мы не будем, а пройдемся по ним в целом, но полностью список можно найти банально на вики.

Как и в прошлый раз, это внушительный каталог, который предлагал нам богатое разнообразие в контенте: файтинги, рейсинги, экстремальные виды спорта, шутеры, фэнтези игры, RPG и даже пара меха проектов.

Что касается эксклюзивов, все еще необычней — 21 из 29 игр доступных в первый день были только на PS2. Многие так и останутся эксклюзивными и не попадут на другие платформы, как GameCube или Xbox. Думаю, мы больше не увидим подобного никогда. Также в списке всего четыре кросс-генных игры.

Однако возвращаясь на пару абзацев выше — качество этих игр хромало и стартовая линейка PS2 была раскритикована многими геймерами.

PlayStation 3

В 2006 году, через год после того, как Xbox 360 уже дебютировал, PS3 была запущена с 14 играми, что вдвое меньше, чем PS2, выпущенная шестью годами ранее.

Из всех игр только Tony Hawk’s Project 8 и Marvel Ultimate Alliance были достойны вашего внимания. Первая демонстрировала, что стареющая серия еще на что-то способна, а вторая была просто хорошей игрой. Отдельно я выделил бы Resistance: Fall of Man, которая пыталась продемонстрировать на полную все возможности консоли и в целом была игрой, чей ремейк или сиквел я бы очень хотел увидеть на этом поколении.

По ряду многих причин PS3 была не самой удачной консолью Sony в принципе, и слабый старт только поспособствовал этому, подготовив почву. Кроме того, что в целом игр было меньше по сравнению с прошлым поколением, так еще и количество эксклюзивов значительно уступало предшественнику. Только шесть из 14 игр на PS3 были эксклюзивными, однако это все равно была где-то половина всего, что есть.

PlayStation 4

В 2013 году пришла смена поколений, а вместе с тем возможность реванша для Sony, которые выпустили PlayStation 4 сразу с 25 проектами на старте. Некоторые игры, как Warframe, даже были бесплатными free 2 play проектами. Если пытаться охарактеризовать всю стартовую линейку игр для уходящего поколения, то они были интересными, но нельзя сказать, что супер прорывными, чтобы они являлись причиной купить себе PlayStation 4.

Эксклюзивов на старте было и то меньше — всего четыре, а все остальные проекты были кросс-платформенными.

PlayStation 5

Среди следующих игр на PS5 числятся: Assassin's Creed: Valhalla, Astro's Playroom, Demon's Souls (Remake), Destiny 2: Beyond Light, Destruction All-Stars, Devil May Cry 5: Special Edition, Godfall, Observer: System Redux, Sackboy: A Big Adventure, Spider-Man: Miles Morales.

На первый взгляд может показаться, что это довольно внушительный список, но оригинальных проектов тут кот наплакал. Некоторые из этих игр будут просто обратно совместимы без каких-либо улучшений, в то время как другие будут пользоваться техническими обновлениями на консолях следующего поколения как тот же DMC 5 и Observer, в которые вы уже вполне могли играть. Плюс, такие игры как Valhalla выйдут и на Xbox.

Как итог вы можете заметить, что каждый раз количество эксклюзивных игр на старте все падает и падает. В этот раз все куда запутанней по причине того, что одни и те же игры выходят с обновлением графики, получают порты на другие платформы, и уже трудно определить эксклюзивность, так как она стирается. И это самое лаконичное объяснение того, почему в этом году нас ждет самая важная смена поколения консолей за все время, так как меняются не только консоли, но и правила игры. Ибо если посмотреть на ситуацию с Xbox, то она приблизительно такая же.

Теперь все преследуют разные цели, а покупателям просто стоит выбирать, чья стратегия им по душе больше.