В 1970-х появились первые видеоигры. Вернее, появились те видеоигры, какими мы их знаем сегодня. Не только технические программы, созданные «забавы ради» техниками-любителями, и воспроизведённые на векторных мониторах в 1950-х годах, а именно полнофункциональные развлечение для широких масс. От Atari до Taito появились классические аркады, как Pong и Asteroids, побуждающие игроков сражаться друг с другом или с компьютером. Так было до конца 1970-х годов, когда разработчикам пришла идея объединить игроков в команды.

Найти первую настоящую кооперативную игру оказалось куда более сложным занятием, чем казалось поначалу. Так как нужно было учитывать существование MUD [многопользовательская текстовая онлайн игра] феномен, которой описан в работе «Friendly Orange Glow: The Story», посвященной системе PLATO и прото-играм в 1950-х и 1960-х годов.

Самая-самая первая кооперативная игра остается довольно загадочной вещью. Но, похоже, есть одна игра Atari, которую большинство называют, по крайней мере, как одна из самых первых совместных игр в которую можно играть вдвоем – Fire Truck.

Atari Fire Truck был аркадным автоматом для двух игроков, выпущенным в 1978 году, и это может быть просто первая настоящая игра для двоих игроков. Fire Truck, созданная на основе Super Bug от Atari, выпущенной на аркадах годом ранее, — это гонка, но в ней нет противников. Вместо этого два игрока работают вместе, чтобы вести пожарную машину — один игрок сидит впереди, а другой – сзади и они стараются не разбиться, пока управляют длинным грузовиком. Пожарными машинами, как известно, трудно управлять и в реальной жизни, поэтому, по меньшей мере, это скорее не гонка, а игра о попытках вождения с заданием не разбиться.

Как нетрудно догадаться все происходит на черно-белом дисплее, где нарисована улица и пиксельная машина. Сидящий впереди игрок контролирует газ, тормоз и рулевое управление пожарной машины, в то время как игрок сзади управляет и контролирует заднюю часть грузовика. У первого игрока есть гудок, а у второго - колокол, но это не обязательно для игрового процесса. Это просто глупый способ бесить друг друга. Дороги извиваются и уходят в крутые повороты, что затрудняет управление транспортным средством - но в этом суть!

В интервью DigitPress программист Говард Делман, работавший над такими играми, как Snake Pit, Asteroids и Fire Truck, говорит, что идея действительно кооперативного проекта пришла вполне естественно.

«Игра возникла в результате брейн-шторма, на котором кто-то спросил: «Почему не существует гоночных игр для двух игроков? » Думаю, причина была в том, что никто не мог понять, что это будет. Но кто-то вспомнил, что для пожарных машин нужны два сотрудничающих водителя, так и родилась игра. Я не могу вспомнить, как получилось, что Fire Truck был продолжением Super Bug, но это было так», — сказал Делман о Fire Tuck.

Была также версия Fire Truck для одного игрока под названием Smokey Joe. Дельман описал создание однопользовательской игры как один из наиболее сложных аспектов ее развития, поскольку ему приходилось программировать компьютерный интеллект, который мог бы контролировать переднюю или заднюю часть грузовика вместо другого игрока.

«Я сделал это, но потребовалось немало доработок, чтобы получить что-то, что можно было бы чувствовать нормальным, без ощущения, что ИИ ничего не делает», — сказал Делман.

Fire Truck и ультра-нишевые ролевые игры — это единственное, чтобы было у игроков, которые хотели играть вместе.

Это была эпоха, порожденная культовым Pong 1972 года, когда игроки отбивали простой мяч назад и вперед в игре в виртуальный теннис. Такие игры были напряженными и веселыми, в то время как большинству конкурентных игр не хватало духу дать одинаковую дозу веселья обоим игрокам. Аркадные игры в целом часто были одиночными в те дни. Fire Truck был уникальным в своем роде.

Использование Fire Truck кооператива проложило путь для других аркадных игр для двоих, таких как проекты Midway по типу Wizard of Wor или Williams Electronics Joust. Joust, в частности, стал переломным моментом для аркадных игр. Это не было ни научной фантастикой, ни фэнтези, как большинство аркадных игр той эпохи. Вместо этого у него был юмористический средневековый стиль, где один-два игрока управляли рыцарем на аисте или страусе, сражаясь с врагами на экране.

Оглядываясь назад на чертовски простое тщеславие Fire Truck, сегодня легко увидеть его корни в современных кооперативных играх. В Overcooked, столь же трудном, но забавном кооперативе, множество игроков играют вместе, чтобы готовить еду для клиентов. В режиме Archon в StarCraft 2 игроки работают вместе, чтобы создать единую базу. В этом году в Animal Crossing: New Horizons даже семьи с одним Nintendo Switch могут делить остров, работая вместе, чтобы разделить цели. Как и в случае с Fire Truck, — это не всегда весело. Точно так же, как управление задним ходом грузовика может привести к тому, что пожарная машина врезается в стену, сегодня это сожженная еда в Overcooked, ссоры во время возведения базы в StarCraft 2 или менеджмент материалов в New Horizons.

Между тем, определение кооператива со временем неуклонно становилось все более извращенным. Такие игры, как Left 4 Dead и Gears of War, популяризировали то, что больше всего воспринимается как современный кооператив: команда игроков, сталкивающихся с ордами управляемых компьютером противников. Но есть много других разновидностей кооперативов, включая MMORPG, онлайн-игры на выживание и ритм-игры, такие как Rock Band. В какой бы форме она ни находилась, ключ к хорошей совместной игре - командная работа; не просто играть вместе с кем-то, а сотрудничать.