Все мы слышали про «пасхалки». Эти приятные открытия стали практически неотъемлемой частью любой современной игры. Но как все зародилось и какие самые интересные «пасхальные яйца» вы можете повстречать сегодня – расскажем в подробностях.

Первые пасхалки и их авторы

«Пасхальное яйцо»  или от английского Easter Egg – это своеобразный спрятанный секрет в какой-либо игре, который делает отсылку на другое произведение, реального человека или событие. Как правило, такие отсылки не всегда удачно вплетаются в лор или повествование игры, поэтому создатели любят прятать их в каких-либо закоулках уровня или различных записках. В каком-то роде добавление пасхалок стало данью уважения к другим проектам.

Первая пасхалка была спрятана в аркадном автомате «Starship 1» еще в 1977 году. Что самое интересное, узнать о ее наличии удалось только спустя 40 лет! В одном из интервью программист Рон Миллер рассказал, что в секрете от Atari встроил в автомат свой код. Если выполнить определенные действия, то игра выдаст сообщение «Hi, Ron!» и подарит 10 бесплатных жизней.

Энтузиасты сумели изучить код, проверить схемы и даже запустить коллекционный автомат – наличие пасхалки действительно подтвердилось!

Если говорить конкретно о видеоиграх, то здесь стоит упомянуть два проекта. Первый - Video Wizball 1978 года. Это аналог знаменитого пинг-понга, где игроки при совершении определенных действий могли получить имя разработчика.

Однако самой известной и, пожалуй, труднонаходимой пасхалкой стало имя создателя в игре Adventure (1979). Тогда еще не существовало титров с именами разработчиков, поэтому Уоррен Робинетт спрятал упоминание о себе в секретной комнате. Вот только найти его было невероятно сложно – необходимо подобрать невидимый пиксель-ключ и вернуться обратно к тайной комнате. Кстати, именно этой пасхалке был посвящен фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться».

В итоге тенденция прятать такие секреты стала для разработчиков чуть ли не соревнованием. Игроки с радостью находили пасхалки и активно делились ими в различных сообществах, что всегда становилось дополнительной рекламой.

Сейчас же в некоторых проектах можно найти десятки пасхалок с отсылками на кино, другие игры и не только. Мы же поговорим о самых интересных и знаменитых.

Код «0451»

Вы наверняка не раз встречали этот код в какой-нибудь игре – таинственная комбинация от сейфа, двери и не только. Этот пароль появляется в нескольких частях Deus Ex, Dishonored, Bioshock 1-2, Prey, Tacoma, Gone Home, The Novelist, Firewatch и не только. Однако откуда появился этот код?

Все началось со студии Looking Glass, которая впервые применила код в System Shock. Как многие уже поняли, это была отсылка на знаменитую антиутопию Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту». В итоге код стал внутренней шуткой студии и даже открывал реальный офис Looking Glass!

После расформирования студии «традицию» подхватили и другие разработчики, как правило, в играх жанра immersive-sim.  Именно поэтому можно найти пароль 0451 в частях Deus Ex и Dishonored. Код стал данью уважения команде, которая, по сути, изобрела жанр immersive-sim. А еще это частая отсылка к мрачному, как правило, антиутопичному будущему.

Half-Life и Lost

Разработчики легендарной серии Half-Life еще с самой первой части прятали в игре всевозможные пасхалки. Например, на шкафчиках в раздевалке обычно красуются имена команды создателей – это было как в первой части, так и в Episode 1.

Однако одной из самых масштабных пасхалок можно назвать отсылку на Lost. Если вы смотрели некогда популярный сериал, то даже можете вспомнить эпизод, где герои играли в первый Half-Life. Это длилось всего пару кадров, но учитывая огромную популярность сериала, стало неплохой рекламой для игры.

В Valve решили сделать ответный шаг – так в HL2 Episode 2 игроки на базе в Белой Роще могли найти целую комнату с отсылкой к сериалу. Там был спрятан компьютер со знаменитыми числами, а также фирменный логотип DHARMA, переработанный под базу. Попасть в эту комнату без читов нельзя, да и заметить ее достаточно сложно. Компьютер был виден лишь через небольшую щель в стене.

Отсылки к «Сиянию»

Фильм ужасов Стэнли Кубрика «Сияние» стал не только бесконечным кладезем для мемов. Авторы других фильмов и мультфильмов не упускают возможность спрятать пасхалку, которая увековечивает это произведение. Это же относится и к играм.

Например, в Life is Strange есть та самая комната 217, в которую главная героиня определенно не хочет заходить.

Знаменитый трехколесный велосипед также можно встретить в Metro Redux – там он находится в декорациях разрушенной многоэтажки, очень сильно напоминающей отель. Не упустили возможность сослаться на «Сияние» и разработчики Fallout 76.

А вот в Wasteland 3 можно встретить тот самый знаменитый ковер в одном из бункеров, где произошли далеко не самые лицеприятные события. Впрочем, это даже не совсем пасхалки в классическом понимании, ведь они находятся на самом виду.

Пасхалки в Ведьмаке

Разработчики очень часто любят ссылаться на другие игровые франшизы. Например, найденная монтировка и труп – это классическая отсылка к Гордону Фримену. Такую пасхалку можно найти в Metro Exodus, «С.Т.А.Л.К.Е.Р» и не только.

Разработчики из CD Project RED  - любители делать интересные пасхалки. Например, во второй части можно найти знакомого нам ассасина, который не смог совершить прыжок веры. Его труп умиротворенно лежит как раз возле одного из стоков сена.

Однако самую душевную пасхалку можно найти в DLC к «Ведьмак 3». Причем спрятана она далеко за пределами игровой карты. Найти ее удалось абсолютно случайно, когда геймер с помощью мода и свободной камеры изучал пейзажи Туссента.

Оказалось, на вершине одной из гор была спрятана фотография всей команды, участвовавшей в создании игры. Это стало прощальным жестом, ведь дополнение «Кровь и Вино» завершало приключения Геральта. По крайне мере пока.

И все еще находят

Примечательно и то, что находятся все еще ранее неизвестные пасхалки. Пример с автоматом «Starship 1» не единственный. Некоторые энтузиасты активно портируют игры с консолей, старых персональных компьютеров и находят секреты. Так случилось и с пользователем «4a.m», который работал с игрой Gumball для Apple II.

Это был аналог знакомой нам игры «Ну погоди» для «Электроника» – геймерам необходимо ловить разноцветные шары в соответствующие ящики. Как оказалось, после окончания каждого уровня был спрятан особый код. Выполнив расшифровку, энтузиаст получил особую фразу, которую ввел в конце. По итогу 4a.m открыл пасхалку от разработчика, о которой никто не догадывался целых 33 года!

Но и это не все – в сообщении говорилось о коде для другой игры этих же разработчиков. Вполне вероятно, что где-то спрятана еще одна нераскрытая пасхалка.

Находить небольшие и хорошо спрятанные отсылки всегда интересно – ты как будто становишься археологом, который открывает древние цивилизации. А какие интересные пасхалки открывали вы?