Для начала предлагаю кратко суммировать все обещания разработчиков и нововведения Mass Effect: Legendary Edition, после чего, вооружившись лупой и критическим взглядом, разобрать каждый из тезисов по отдельности:

  • Обновленная графика
  • Точечные изменения в интерфейсе, геймплее и арт-дизайне, направленные в первую очередь на оригинальную Mass Effect 
  • Отсутствие нового контента, помимо большего простора для кастомизации командора Шепарда и ряда других незначительных новшеств
  • Наличие более 40 DLC, выпущенных для трилогии Mass Effect
  • Отсутствие мультиплеера

Обновленная графика

К модернизации внешнего вида оригинальной трилогии разработчики подошли обстоятельно. Разумеется, при условии, что в качестве целевых платформ использовались не Next-gen консоли, а приставки прошлого поколения в лице Playstation 4 и Xbox One. Главное новшество касается улучшенного разрешения – как на ПК, так и на консолях прошлого и нового поколения игра работает в 4К разрешении, из-за чего Bioware решили дополнительно с помощью алгоритма нейросетей в 16 раз увеличить разрешение всех текстур в игре. На примере представленных ниже скриншотов Mass Effect: Legendary Edition можно убедиться, что получилось как минимум неплохо.

Что не так с Mass Effect: Legendary Edition - что нам обещают и чего мы опасаемся
Что не так с Mass Effect: Legendary Edition - что нам обещают и чего мы опасаемся
Что не так с Mass Effect: Legendary Edition - что нам обещают и чего мы опасаемся
Что не так с Mass Effect: Legendary Edition - что нам обещают и чего мы опасаемся

Одними улучшенными текстурами вместе с повышенным разрешением дело не ограничилось и разработчики улучшили картинку с помощью большего числа дополнительных эффектов, при этом не теряя 60 кадров в секунду, которые ремастер должен стабильно держать даже на PS4 и Xbox One. Улучшенное освещение, в том числе значительно усовершенствованный алгоритм работы модели затенения Ambient occlusion, переработанные CG-ролики, шейдеры, динамические тени, глубины резкости, добавление эффекта God Rays, объемной дымки и подповерхностного рассеивания, призванного сделать лица и кожу героев значительно более реалистичной.

Наиболее красноречиво о разнице между Mass Effect: Legendary Edition и оригинальным Mass Effect говорит продемонстрированный публике ролик с планеты Вермайр из первой части серии. Здесь мы можем заметить значительно большее количество растений в кадре c динамически развивающейся листвой на ветру, а также пробивающиеся сквозь растительность и легкую дымку столбы солнечного света.

Увидеть работу технологии подповерхностного рассеивания и новых шейдеров кожи можно на примере сравнения Шепарда из оригинальной игры и отремастированной версии. Здесь же заметна первая проблема, связанная с обновленной картинкой – излишне «стеклянные» глаза. Конечно, сравнивать два скриншота в немного разных ситуациях – не самое благородное дело, но на глазах Шепарда в Mass Effect: Legendary Edition слишком много бликов, из-за чего наш протагонист начинает походить на игрушечную куклу.

Mass Effect: Legendary Edition vs mass effect 1
Mass Effect: Legendary Edition vs mass effect 1

Еще один скриншот, выставляющий графику ремастера в неприглядном свете на фоне оригинала, завирусился в сети на прошлой неделе. Вы его можете увидеть на скриншотах ниже и тяжело не согласиться, что оригинал 2007 года (на верхнем скриншоте) за счет большего количества бликов заставляет броню выглядеть более реалистично, придавая материалу металлический блеск. Когда в Mass Effect: Legendary Edition броня выглядит словно пластиковая подделка.

Mass Effect: Legendary Edition vs mass effect 1

Но все не настолько плохо и если посмотреть внимательнее трейлер Mass Effect: Legendary Edition, из которого взят скриншот, то через мгновение на брони Эшли появляются блики, пусть и в меньшем количестве. По всей видимости, на количество бликов повлияла изменённая система освещения, как в целом в ремастере, так и отдельно на Иден Прайм.

Что не так с Mass Effect: Legendary Edition - что нам обещают и чего мы опасаемся

Отдельно отметим одну небольшую деталь по поводу обновленной графики. Согласно словам руководителя разработки Mass Effect: Legendary Edition Марка Уолтерса в интервью изданию IGN, на ранних этапах разработки в 2019 году разработчики рассматривали вариант со сменой движка с Unreal Engine 3 на Unreal Engine 4, что позволило бы добиться намного большего прогресса в улучшении графики. Но от идеи смены графического движка пришлось отказаться по причине больших трудозатрат, а также из-за того, что изменения могли бы навредить творческому замыслу оригинальной трилогии. Похвально, что разработчики стремятся соблюдать каноны серии, но вместе с этим можно проследить некоторые противоречия между словами и действиями Bioware.

Точечные изменения в интерфейсе, геймплее и арт-дизайне, направленные в первую очередь на оригинальную Mass Effect

Вносить изменения в катсцены, переписывать персонажей или сюжет – явно не то, чего ждут от ремастеров, но к геймплейным правкам, особенно если они касаются Mass Effect 2007 года, которая во многом отличаются от последующих частей серии, можно отнестись с гораздо большим пониманием. Это осознают и в Bioware, поэтому стараясь привести все релизы в серии к некоему единому стандарту направили основное внимание на ремастер первой части трилогии.

Как отнесутся к новшествам фанаты первого Mass Effect – игры, которая с жанром RPG имела намного больше общего, чем последующие релизы в серии – сказать сложно, но по всей известной информации пока еще не время паниковать. Изменениям подвергся интерфейс, в том числе и система инвентаря на консолях, которая стала ближе к компьютерным версиям, а также элементы боевой системы. Более плавное движение камеры, которая теперь немного отдалилась от главного героя, доработанная система прилегания к укрытию, добавление промежуточных чекпоинтов в особо сложных сражениях, доработанное управление и физика вездехода МАКО – большинство изменений не выглядят как «покушение на святое».  

Mass Effect: Legendary Edition

Наиболее спорно, с фанатской точки зрения, может выглядеть желание разработчиков упразднить штрафы к владению оружием в зависимости от класса персонажа. Если раньше адепты или инженеры могли использовать на удовлетворительном уровне только пистолеты, то теперь с любого типа оружия каждый класс стреляет одинаково метко. С одной стороны это оставляет больший простор для тактических решений, а с другой несколько нарушает каноны оригинальной игры. Что касается ограничений на типы брони, которые могут носить классы – неизвестно, но здесь не лишним будет тоже ждать поблажек узкоспециализированным персонажам.

Среди других правок стоит отметить отказ от продолжительных загрузок в лифтах. Если раньше поездки на лифте в Цитадели могли занимать по минуте реального времени, то теперь не придется ждать более 14 секунд. Также разработчики внесли небольшие коррективы в самоубийственную миссию в Mass Effect 2. В оригинальной игре 2010 года выхода на выживаемость всех соратников в финальном задании влияло три фактора: распределение целей персонажам во время задания, выполнение квестов на лояльность и количество очков ренегата или парагона. Первые два фактора остались неизменны, но что касается системы морали, то теперь она не влияет на исход задания. В принципе далеко не самый худший ход.

Обзор Mass Effect: Legendary Edition

Больше всего вопросов вызывает решение разработчиков переработать арт-дизайн некоторых ключевых для трилогии областей, что расходится с желанием не навредить творческому замыслу оригинальных игр. Bioware серьёзно подошли к затее и поставили за каждым уровнем по одному старшему дизайнеру, вынужденному переработать локации и привести их ко внешнему виду, который изначально задумывался разработчиками согласно оригинальным по концепт-артам трилогии.

Меньше слов – больше дела. Лучше всего изменения в Mass Effect: Legendary Edition по сравнению с первой частью серии видны на примере колонии людей на планете Иден Прайм.

Обзор Mass Effect: Legendary Edition

На место угрожающе красного неба, которым сопровождалось появление Жнеца, пришел яркий закат, что в корне меняет настроение сцены. Как уже было сказано, разработчики оправдывают свое решение желанием соответствовать оригинальным концепт-артам. Но соответствуют ли им в реальности новый арт-дизайн? Стараясь ответить на этот вопрос я изучил 2 официальных арт-бука по вселенной Mass Effect: The Art of Mass Effect и The Art of Mass Effect Universe.

В The Art of Mass Effect, который демонстрирует самые ранние концепты Иден Прайм, в действительности можно заметить знакомый уже тепло-желтый закат Солнца.

Что не так с Mass Effect: Legendary Edition - что нам обещают и чего мы опасаемся

Обновленное в Mass Effect: Legendary Edition освещение и рисунок облаков изображены также на других концептах.

Что не так с Mass Effect: Legendary Edition - что нам обещают и чего мы опасаемся

Так что это получается, разработчики ремастера Mass Effect действительно были правы, когда обещали приблизить игру к оригинальным концепт-артам? Не совсем. Солнечный Иден Прайм действительно имеет место быть на некоторых артах, но также есть и другие работы художников, которые, согласно записи The Art of Mass Effect Universe, призваны показать «выжигающее небо». Пример такого неба, который был в оригинальной игре, также показан в арт-буке.

Mass Effect: Legendary Edition сравнение с Mass Effect 1
Mass Effect: Legendary Edition концепт арт

В итоге, согласно концептам, у Иден Прайма нет единого стандарта по арт-дизайну освещения. Ранние рисунки показывают картинку, близкую к Mass Effect: Legendary Edition, более поздние выглядят как оригинальный Mass Effect. Оправдано ли решение менять освещение? Как мне кажется – нет, учитывая, что в сознании геймеров каноном считается арт-дизайн первого Mass Effect. И тем более не следует прикрываться обещанием вернуть облик игры к оригинальным концептам, когда на практике оказывается, что оба варианта верны.

Менее противоречивыми оказались изменения Фероса, который значительно преобразился благодаря добавлению желтого фильтра и яркой звезды на небо. 

Mass Effect 1
Mass Effect: Legendary Edition

Изменения разительные, но соответствует ли новый арт-дизайн первоначальным задумкам художников из Bioware? Все найденные в The Art of Mass Effect концепты действительно показывают планету Ферос, исполненную в похожих цветовых тонах.

Mass Effect: Legendary Edition
Что не так с Mass Effect: Legendary Edition - что нам обещают и чего мы опасаемся

 Но здесь же рекомендуем обратить внимание на подпись на втором скриншоте, свидетельствующую о том, что по мере работы над локацией разработчики в конечном итоге решились поменять цветовую схему Фероса на сине-серую. Так стоило ли менять радикально освещение планеты в Mass Effect: Legendary Edition? Здесь ситуация двоякая. С одной стороны разработчики действительно возвращают планете первоначальный вид, а с другой создатели оригинальной игры явно неспроста решились поменять цветовой фильтр. Как мне кажется, такое решение было принято исходя из желания придерживаться максимального разнообразия во внешнем виде планет, потому Ферос в итоге стал металлически синего цвета, а Иден Прайм получил контрастное красное небо. В ремастере упомянутые планеты приводятся к в некотором роде общему знаменателю, что может навредить уникальной идентичности планет.

Отсутствие нового контента, помимо большего простора для кастомизации командора Шепарда и ряда других незначительных новшеств

Нежелание вводить новый, либо реанимировать вырезанный из оригинальной трилогии контент – вероятно, не самое худшее решение для ремастера, тем более учитывая, что современная Bioware вряд ли находится на пике собственных способностей, если судить по Mas Effect: Andromeda и Anthem. Здесь должно работать главное правило – не навреди. Но даже если не менять концовки, то было бы как минимум неплохо в финале Mass Effect 3 более показательно продемонстрировать последствия принятых в прохождении решений, не ограничиваясь нарисованными на скорую руку артами.

На данный момент заметно, что разработчики Mass Effect: Legendary Edition, при вводе нового контента, обходятся максимально безопасными и примитивными приемами. Так, появились новые прически и варианты лица для настройки внешности Шепарда, уже в первой части появится возможность выбрать женскую версию главного героя с лицом, которое впервые продемонстрировали в Mass Effect 3. На этом, пожалуй, все.

Mass Effect: Legendary Edition скриншот

Учитывая, что разработчики в каждом интервью подчеркивают свое желание быть верными первоисточнику, отсутствие более значительного нового контента можно понять и принять. Но здесь же мы видим противоречие, которое широко обсуждается в интернете. Несмотря на желание быть верными оригинальной трилогии, руководитель разработки ремастера Марк Уолтерс согласился с заявлением британского издания Metro о чрезмерной, по нынешним временам, сексуализации женских персонажей. Среди спорных и упомянутых моментов – фокусирование камеры на пикантных частях тела Миранды, на что Марк Уолтерс сказал: «Хорошо, мы можем здесь внести изменения». В качестве решения предлагается немного поднять камеру во время диалога.

Фактически перед нами акт цензуры. Пускай разработчики и обещают, что несмотря на неоднозначность некоторых элементов игры они не собираются менять контент или внешний вид персонажей, но учитывая текущие тренды обеспокоенность фанатов оригинальной трилогии можно понять. И да, добавлю от себя, что акцентировать камеру на задней точки Миранды во время драматического разговора о ее семье – не лучшее решение Bioware времен Mass Effect 2. Но так как сцена стана локальным мемом, неотъемлемой и узнаваемой чертой игры с более чем десятилетней историей – менять ее точно не стоит.

Mass Effect: Legendary Edition Миранда

Наличие более 40 DLC, выпущенных для трилогии Mass Effect

Одна из главных причин купить Mass Effect: Legendary Edition – легальный доступ к трилогии со всеми когда-либо выходящими дополнениями. Сегодня покупая игру даже в Origin сложно получить в свое распоряжение версию со всеми DLC, что дополнительно отягощается значительным ценником набора.

Mass Effect 2

Впрочем, одного DLC все же не будет в комплекте ремастера – Pinnacle Station, который, согласно признанию разработчиков, создавался сторонней студией, умудрившейся повредить исходный код загружаемого дополнения. В русской версии DLC называется «Станция “Вершина”» и переживать из-за его отсутствия не следует. Дополнение представляет собой череду примитивных карт, позволяющих отточить навыки в нескольких боевых сценариях. Ничего действительно заслуживающего внимания.

Отсутствие мультиплеера

Мультиплеерный PvE режим в Mass Effect 3 – далеко не шедевр, это факт. Но также факт то, что он обрек популярность среди преданных фанатов серии, которые до сих пор проводят вечера за онлайновыми баталиями во вселенной Mass Effect. Даже сегодня можно попасть без проблем в заполненное лобби, потому странно слышать, что в ремастере Масс Эфффект разработчики отказались от достаточно неплохого соревновательного режима.

Mass Effect: Legendary Edition мультиплеер

Причины решения тривиальны – при разработке игры Bioware ставили себе главным приоритетом обновить сюжетную кампанию, потому на мультиплеер не хватило ни времени, ни бюджета. Впрочем, есть положительный момент – отныне концовка трилогии не зависит от количества очков, набранных в онлайновом режиме.

Выводы

В итоге мы получаем, как было метко и в шутливом тоне сказано на игровых форумах – «ремастер с элементами ремейка». Некоторые новации положительны, другие противоречивые, но в целом до релиза выводы делать еще рано. Скорее всего, для новых игроков «Легендарное издание» Mass Effect – лучший способ ознакомиться с трилогией. С фанатами оригинальных игр все сложнее, поэтому остается два варианта – либо продолжать наслаждаться «ванильной» версией, либо подождать, пока ремастер доработают модами. Напомним, что выход Mass Effect: Legendary Edition намечен на 14 мая по следующим ценам: 3499 рублей – на ПК, 4899 рублей – на PS4, 59.99 долларов – на Xbox One.

Читайте также подборку самых ожидаемых RPG 2021 года.