Hellblade Senua's Sacrifice

Наверно, одну из самых значительных работ в этой сфере проделали Ninja Theory. Во время работы над Hellblade Senua's Sacrifice, как рассказывают сами разработчики, они глубоко погрузились в исследования психозов и попытались воспроизвести на экране реальные ощущения шизофрении главной героини. Такого правдоподобного результата они добились благодаря общению с людьми, пережившими подобный опыт в реальной жизни.

В игре используется звуковое оформление, окружение, сюжет и элементы головоломки, чтобы передать игроку опыт психоза. Это мощный и динамичный экспириенс, который несравним с чем-то другим. На протяжении всего пути Сэнуа, главную героиню преследуют голоса в ее голове и навязчивые мысли. Для передачи всего этого гнетущего состояния игра активно использует 3D звук.

Neverending Nightmares

Neverending Nightmares – это видеоигра, разработанная Infinitap Games. Хоррор вдохновленный опытом ведущего дизайнера Мэтта Гильгенбаха с депрессией и ОКР, и его борьбой с самим собой.

По сюжету главный герой просыпается от кошмара и понимает, что на самом деле находится еще в более ужасном кошмаре. Это настоящий психологический хоррор, который мы обычно не часто видим в играх, изображающий психическое заболевание. Очень мощное и катарсическое выражение пройденного пути разработчика. Здесь есть очень темные темы, раскрытые через визуальные эффекты и всеобъемлющее повествование.

The Cat Lady

Хотя поначалу мрачная история в конечном итоге несет позитивный посыл и даже заканчивается счастливым концом, в ней раскрыты темы самоубийства, умышленного самоповреждения и графические изображения тревожности.

Игра рассказывает об одинокой женщине средних лет, которая живет в квартире вместе с кошками, за что соседи прозвали ее кошатницей. У нее нет друзей и все, что она делает – играет на пианино. В один день она решает покончить с собой и принимает опасную дозу таблеток, но после этого попадает в странный мир. По сути, игра разворачивается на смертном одре главной героини в ее голове за мгновение до гибели.

American McGee’s Alice и Alice Madness Returns

Американ МакГи взял за основу невинную сказку Льюиса Кэрролла и превратил ее в темную историю о борьбе с виной и шизофренией. По сюжету дилогии Алиса, влюбленная в свою Страну Чудес, просыпается ночью от пожара в доме. Она спасается, но вся ее семья умирает. Это трагическое событие послужило катализатором раздвоения личности.

Страна чудес превратилась в страну кошмаров с насилием и страданием. На протяжении двух игр Алиса ведет сражение сама с собой, пытаясь избавиться от демонов прошлого и вернуть рассудок под свой контроль. В некотором смысле это разумная аналогия, но на грани, и может легко погрузиться в использование психического заболевания в качестве сюжета и искажения травмирующих событий.

Fran Bow

Тяжелая история близкая по духу к произведению Американа МакГи. В нем девочка Фрэн также использует свое воображение для борьбы с расстройством. Она то и дело видит ужасный кровавый мир, наполненный одними только страданиями и монстрами, ответственными за смерть ее родителей.

Sanitarium

Про Sanitarium стоит говорить с оговоркой, что из всего списка игр про психические заболевания она не самая репрезентативная. Она рисует неприятную картину психического заболевания, которое вызывает страх и дискриминацию. Психически больные здесь, скорее опасные люди, которых стоит избегать.

В игре много тревожных тем, показанных не с самой приятной стороны. Однако все могло быть намного хуже. В том же Outlast психически больные люди показаны поголовно неадекватными убийцами, что зачастую противоречит реальности. Sanitarium рассказывает историю героя, пытающегося вспомнить свое прошлое, и чуть ближе к неверному отображению проблемы, чем к верному.

The Darkness II

Неожиданно для многих The Darkness II начала намного более прямолинейно стирать грань между тем, что реально, а что нет. Главный герой глава мафиозного клана Джеки Эстакадо носит в себе родовое проклятье тьмы и сражается с теми, кто хочет ее отнять.

Однако время от времени мы переносимся в психическую клинику, где все складывается таким образом, что тьма, мафия и тайные общества – все это плод нездоровой психики Джеки. А все его друзья и любимая в выдуманном мире – лишь репрезентация сотрудников и пациентов клиники в его сознании. Но точно также лечебница может быть иллюзией. Мы так и не узнали, чтобы было правдой.

Town of Light

По сюжету девушка Рени, некогда пациентка психической клиники в Вольтерре возвращается в нее спустя несколько лет, после того как та была закрыта. В итоге она сталкивается с демонами места, в котором провела большую часть жизни.

У главной героини очень большой травматический опыт, как изнасилование, выкидыш, лоботомия и шокотерапия. Однако игра все же пытается разоблачать стереотипы хоть и не так успешно, как это могло быть.

Pry

Это гибрид кино, игры и романа, которое переосмысливает то, как мы можем плавно перемещаться между словами и изображениями, чтобы исследовать слои сознания персонажа.

Игра изображает стрессовое расстройство солдата его глазами. Основная механика переплетается с этой темой.

Spec Ops: The Line

Spec Ops: The Line по началу выглядящая как типичный шутер от третьего лица, на самом деле погружает в суровую реальность посттравматического синдрома у военного, в сознании которого война оставляет непоправимый след из смерти друзей, врагов и невинных людей. Эту игру не раз разбирали как хорошую репрезентацию этого синдрома с точки зрения реальных военных, переживших подобный опыт.