Prey (2006)

Оригинальный Prey 2006 года выпуска был игрой, которая всему возможными способами пыталась выделиться на фоне конкурентов. Здесь игрока ждали пробежки по потолку, полноценная реализация порталов за год до выхода Portal и, как ни странно, бессмертный главный герой. Разработчикам из Human Head Studios удалось в научно-фантастический сюжет Prey, повествующий об очередном вторжении инопланетян, довольно органично вплести элементы фентези.

В начале игры наш протагонист, он же индеец племени Чероки по имени Томми, после смерти попадает в загробный мир, называемый «Страной Древних». Параллельная реальность выполнена по всем канонам индейской мифологии – залитый палящим солнцем скалистый каньон, где находятся усопшие предки. Ожидаемо главный герой встречает своего покойного дедушку, узнает о собственной исключительности и важной миссии по спасению человечества, а затем возвращается в наш грешный мир со способностью отделять душу от тела.

Топ 5 игр, где смерть - это еще не конец: механика смерти, как одна из основ геймплея. Prey

Возможность уходить в астрал особенно ярко проявляется в случае смерти главного героя – вместо необходимости лицезреть загрузочный экран игрока отправляют в промежуточное состояние между Раем и Адом, предлагая с лука отстреливать летающих по воздуху духов. Чем больше настреляешь, тем больше маны и жизней получишь при очередном возрождении. Решение на проверку оказалось не самым удобным, но в отсутствии оригинальности разработчиков точно не упрекнешь.

ZombiU

Среди уймы выпущенных за последние 10 лет игр Ubisoft особенно выделяется ZombiU. Survival в декорациях захлестнутого зомби-апокалипсисом Лондона, да еще и выпущенного изначально как эксклюзив для новой в 2012 году приставки Nintendo WiiU – такого в последнюю очередь ожидаешь от одного из крупнейших издателей на рынке. Тем более учитывая, что по сравнению с конкурентами ZombiU выделялся за счет хардкорности и следования общепринятым клише фильмов о зомби.

Получив укус в шею главного героя зачастую ждал ожидаемый и от того не менее пугающий сценарий – медленная и болезненная смерть. На этом моменте большинство игр про зомби отправили бы игрока в главное меню, но ZombiU решила пойти по собственному пути. После смерти персонажа под управление игрока дается совершенно новый герой – очередной выживший, еще один статист, что ожидаемо в апокалиптическом мире, где человеческая жизнь не ценнее банки тушенки.

Топ 5 игр, где смерть - это еще не конец: механика смерти, как одна из основ геймплея. ZombiU

Самое интересное, что прежний наш герой не испаряется магическим образом из мира игры. Он все еще существует, только в немного другом состоянии: пускает кровавые слюни изо рта, неторопливо перебирает ногами, угрожающе рычит, а в глазах ни малейших остатков интеллекта – на лицо все признаки превращения в зомби. Убить его и забрать оставшиеся при нем пожитки – наша новая цель.

Middle-earth: Shadow of Mordor

С еще большей выдумкой к последствиям смерти главного героя подошли разработчики из Monolith Productions при создании Middle-earth: Shadow of Mordor. По сюжету игры главного героя по имени Талион вместе с семьей сжигает на ритуальном огне орк Черная Рука Саурона в попытке получить силу древнего духа Келембрибора. В итоге ритуал пошел не совсем по плану и дух вселился в мертвое тело Талиона, чем оживил того и наделил бессмертием. Бессмертием хотя бы до того момента, пока Черная Рука Саурона не отправится на корм червям и проклятье не будет снято.

Разумеется, хоть Талион и получил бессмертие, это явно не повод сражаться в пол силы, руководствуясь правилом «И так сойдет!», ведь последствия от проигрыша намного более значительные, чем типичный рестарт с ближайшего чекпоинта. Каждая смерть (вернее поражение в бою) в Middle-earth: Shadow of Mordor приводят к перестановке политических сил Мордора. Благодаря внутриигровой системе «Немезис» при гибели от рук любого командира орков можно увидеть, как меняется обстановка в ближайших землях, как новые территории переходят в руки врагов, а победивший Талиона орк становится сильнее и продвигается ваше по иерархии военачальников.

Топ 5 игр, где смерть - это еще не конец: механика смерти, как одна из основ геймплея. Middle-earth: Shadow of Mordor

Таким, признаемся, довольно замысловатым образом смерть из средства наказания геймера за ошибки становится инструментом регулирование политических элит в игровом мире. При желании можно даже путем многочисленных поражений из среднестатистического и заикающегося орка вылепить чуть ли не правую руку Черной Руки Саурона. Жаль только, что тот вместо благодарности за повышение по карьерной лестнице встретит игрока очередными попытками унизить и умертвить. Никакого воспитания.

Death Stranding

Особое место смерть занимает в прошлогодней игре Хидео Кодзимы Death Stranding. Культовый геймдизайнер в очередной раз отличился нешаблонным концептом, создав игру с пацифистским посылом, где смерть – настолько нежелательна, что может приводить к разрушительным катаклизмам. Подробно в дебри сложносочиненного лора Death Stranding c «выходом смерти», концепцией жизни после смерти, хиралием, антиматерией и «выплеском пустоты» мы не станем вдаваться, вместо этого сосредоточившись на не менее интересных механиках, сопутствующих смерти.

Влияние смерти на игровой мир разнится в зависимости от того, как главный герой погиб. В случае гибели от стандартных причин, будь то падение с обрыва или огнестрельные раны, он отправляется в место под названием «Шов». Внутри «Шва», напоминающего морское дно, игрок берет на себя роль души Сэма и должен найти тело главного героя, после чего отправляется обратно на американские пустоши. Особое мрачное очарование «Шов» приобретает при активации многопользовательского режима, превращающая морское дно в масштабное подводное кладбище. Теперь «Шов» помимо Сэма наводнен телами других игроков, с которыми можно установить связь и по возвращению в мир живых найти оброненный ими груз.

Топ 5 игр, где смерть - это еще не конец: механика смерти, как одна из основ геймплея. Death Stranding

Не впечатляет? В таком случае у Кодзимы в Death Stranding есть еще один сюрприз, призванный подчеркнуть опасность человеческой смерти для игрового мира. Если Сэму угораздит быть съеденным Тварями (те самые, словно сошедшие со страниц Лавкрафта существа), произойдет впечатляющих масштабов взрыв, оставляющий после себя громадный кратер.

Мы знаем, о чем вы сейчас могли подумать, но, к сожалению, весь мир Death Stranding в лунную поверхность превратить не удастся.

Dark Souls

Серия Dark Souls – еще один хороший пример, когда разработчикам удается построить игру вокруг концепции смерти. В фентезийном мире Dark Souls главный герой – полый, живой мертвец, которому суждено сразиться с опаснейшими существами и пройти череду жестоких испытаний. В таких условиях неудивительно, что высокая сложность и вместе с тем частые смерти главного героя – неотъемлемые составляющие серии Dark Souls. Одно радует – наш герой уже ходячий мертвец, а потому окончательно помереть у него не получится при всем желании.

Каждая смерть возвращает к ближайшему костру (контрольной точке), возрождает всех поверженных на уровне врагов и отнимает у игрока заработанные души (очки опыта). При желании игрок может отправиться на поиски своего трупа и забрать с трудом заработанные души. Стандартная механика, прямо скажем, но есть у Dark Souls и отличительные черты – система человечности. Найдя эссенцию человечности главный герой может вернуть себе людскую форму, что поможет ему приобрести не только пухлые розовые щечки, но также возможность встречаться с другими игроками.

Топ 5 игр, где смерть - это еще не конец: механика смерти, как одна из основ геймплея. Dark Souls

Отдельного внимания заслуживают пятна крови, которые автоматически остаются после гибели игроков. Отправившись в очередной опасный путь и встречая на пути многочисленные пятна крови от поверженных игроков легко проследить центральную философию игры: в Dark Souls смерть (или же просто болезненное поражение, если проецировать идею на реальный мир) действительно не конец, это только часть пути и необходимая преграда, преодолев которую мы становимся сильнее.

Смотрите также подборку лучших мультиплеерных игр на ПК.