Playstation Controller

Первый контроллер для игровой приставки Sony Playstation вышел в 1994 году и при всем своем неприхотливом внешнем виде стал одним из самых сложных в разработке элементов консоли. По признанию бывшего председателя и главного исполнительного директора Sony Computer Entertainment Кена Кутураги, на создание внешнего вида контроллера Sony потратила не меньше времени, чем на разработку дизайна самой консоли.

Если при взгляде на геймпад у вас возникли флешбеки по контроллеру от SNES, то это ожидаемо. На первых прототипах Playstation Controller заметно, что именно геймпад от Super Nintendo был основой для создания устройства. К тому же влияния Nintendo не скрывали и представители Sony. На прототипах можно также заметить, как Sony стремилась создать геймпад по форме идеально подходящий для хвата обеими руками, что в итоге стало революционным достижением контроллера Playstation.

Еще одно важное новшество, которое с успехом скопировали конкуренты – дополнительная пара клавиш на передней части устройства.

Dual Analog

Революционный контроллер, дизайн которого с 1997 года стал неотъемлемой частью практически всех последующих геймпадов Sony Playstation. Главная особенность устройства – сразу два аналоговых стика, что продолжало заложенную идею в Playstation Controller о том, чтобы устройством было удобно управлять двумя руками. Вместе с появлением аналоговых стиков добавилась кнопка Analog, с помощью которой переключался режим работы контроллера. В некоторых играх использовался режим Flightstick Mode (Режим для полетов), когда в других для комфортной игры приходилось вовсе отключать аналоговые стики.

Мнение по поводу Dual Analog разделились. С одной стороны он имел слишком длинные ручки, из-за чего был неудобен для японцев и в тоже время не пользовался популярностью на западе, т.к. американские версии были лишены вибрации. С другой стороны можно нередко услышать мнение о Dual Analog, как о лучшем геймпаде благодаря впалым шапкам стиков (позже вернутся в Dualshock 4), а также выпуклым и хорошо различимым клавишам L2 и R2.

Dualshock

В конце 1997 года на замену Dual Analog Sony выпустила первую модель серии Dualshock. Устройство с небольшими доработками повторяло дизайн прошлого контроллера, но при этом оснащалось двумя вибромоторчиками, ставшими отличительной чертой практически всех последующих геймпадов консоли. Уровень мощности и длительность работы вибромоторчиков регулировалась разработчиками игр, что в итоге дало неиссякаемый простор идей для использования технологии в играх: от банальной вибрации при ударах о бортик трассы в гоночных проектах до симуляции сердцебиения в первом Silent Hill.

Чем популярнее становился геймпад, тем больше игр использовало его уникальные преимущества. Например, можно вспомнить Crash Bandicoot 3 или Ape Escape, который в 1999 году стал, по сути, первой видеоигрой на Playstation, поддерживающей исключительно Dualshock.

Dualshock 2

Следующая итерация геймпадов серии Dualshock появилась вместе с релизом Playstation 2 и на первый взгляд не предоставляла существенных изменений. Меньший вес, чуть более жесткий и следовательно точный ход стиков, большой ассортимент расцветок геймпада для эстетов и желающих выделиться – никаких революций. Впрочем, без нововведений не обошлось. Самое заметное – наличие аналоговых кнопок, учитывающих силу нажатия.

Не имея существенных инноваций Dualshock 2 мог похвастаться впечатляющей преемственностью с другими приставками Sony Playstation: контроллер отлично подходил для игры во многие проекты на PS1 и PS3, что сделало его по-настоящему «долгоиграющим» устройством.

Boomerang

«Бумеранг» полностью соответствует своему названию и в целом выглядит так, будто геймпад был придуман инопланетными инженерами из далекой-далекой галактики. Контроллер был представлен вместе с Playstation 3 на E3 2005 и вызвал в основном негативные впечатления, поэтому неудивительно, что в итоге мы так и не увидели Boomerang в продаже.

В действительности показанная на выставке модель контроллера не была законченным устройством и представляла собой лишь макет, который за счет обтекаемой формы должен был подчеркнуть главные инновации геймпада – «6 осей свобод» за счет наличия гироскопа и акселерометра.  Под 6 осями свободы подразумевались три пространственные оси и три угла поворота, что увеличивало количество возможностей для управления в играх.

Sixasis

Sixasis пришел на замену «Бумерангу», решив совместить узнаваемый по Dualshock 2 формфактор с концепцией «6 осей свободы» геймпада Boomerang и аналоговыми кнопками R2 и L2. В итоге вместе с первыми поставками Playstation 3 поклонники Sony получили практически идеальный геймпад, который к тому же мог работать как беспроводное устройство посредством Bluetooth. И все бы ничего, да вот только из-за судебных разбирательств Sony с компанией Immersion Corporation Sixasis был лишен двух вибромоторчиков.

Dualshock 3

Третья версия легендарного Dualshock была анонсирована в 2007 году и уже в 2008 полностью заменила Sixasis.Новый геймпад был практически полной копией Sixasis, но обладал двумя существенными преимуществами – вернувшимися функцией тактильной обратной связи за счет встроенных вибромоторчиков, а также более продолжительной работой встроенного аккумулятора.

Dualshock 4

Официальный геймпад для PS4, который вышел одновременно с консолью и наглядно доказывал желание Sony создать прорывной геймпад, начинив его технологическими новшествами. Среди основных особенностей Dualshock 4 можно отметить сенсорную панель, которая одновременно выполняет роль дополнительной кнопки, динамик, 3.5 мм разъем для гарнитуры, световая панель, способная светиться разными цветами, кнопки SHARE  и OPTIONS, заменившие собой пару SELECT и START.

Продвинутая техническая начинка и увеличенный размер ручек поспособствовали тому, что узнаваемый дизайн впервые со времен Dual Analog претерпел заметные изменения. Конечно, далеко не все из нововведений часто использовались в играх, к тому же благодаря продвинутой технической начинке уменьшилось время автономной работы геймпада Playstation 4. Однако Sony стоит отдать должное за желание быть на острие технического прогресса.

Dualsense

Геймпад Dualsense вместе с новым названием приносит несколько значительных изменений, которые стоит ждать от официального контроллера для Playstation 5. Каноничный дизайн и формфактор во многом сохранился, но за счет возросших габаритов, бесцветных кнопок, скругленной формы, акцентировании на белом цвете с примесью черного Dualsence смотрится немного непривычно на фоне прошлой линейки геймпадов Sony Playstation.

Помимо нового дизайна геймпад предлагает возвращение всех функций Dualshock 4 и несколько новшеств – встроенный микрофон, кнопку CREATE, заменившую SHARE (по всей видимости, можно ожидать богатых возможностей по редактированию собственного игрового контента) и адаптивные триггеры с функцией тактильной отдачи. Новая технология за счет встроенной функции вибрации внутри триггеров должна передать физические свойства поверхностей и напряжённость тех или иных действий, например, во время выстрела или натягивания тетивы лука, что в сумме обогатит игровой опыт.

Dualsence, как нам кажется, за счет технических особенностей станет довольно затратным в производстве девайсом и может повлиять на финальную стоимость Playstation 5. Подробнее о возможном ценнике на Xbox Series X и PS5 в можете прочитать вы нашем отдельном материале.