В чем сила, сестра?

Рассуждать на тему хороших женских персонажей в играх, в отрыве от просто хороших персонажей очень противоречиво и манипулятивно, и мы так делать не будем. Это просто неправильно по отношению к самим героям. Для того чтобы понять, какой персонаж сильный или нет, обратимся к дизайну и сценарным приемам. Если сравнить многие характеристики персонажей в играх, то критерии сильного персонажа выглядят примерно так: многосторонний, харизматичный, правдоподобный, особый в дизайне, имеет мечты, цели и предысторию. С другой же стороны не достаточно назвать персонажа приятным или сильным, если он просто располагающий, которому мы симпатизируем. Такое описание имеет право существовать, но оно должно быть основным.

А чем мужчины лучше?

Перед тем как идти дальше, разберем еще один момент. Трудно отрицать тот факт, что мужских персонажей в играх как главных героев намного больше чем женских. В исследовании 2012 года от EEDAR, из 669 отобранных игры, в 300 можно было выбрать пол персонажа. В остальных же проектах женские персонажи как ГГ встречались только 24 раза. Уверен сегодня эта цифра была бы больше, но ненамного.

Несмотря на то, что мужских персонажей в играх намного больше, как много из них сильных? Ведь тот факт, что персонаж мужской не делает его таким. К примеру, возьмем Дюка Нюкема – он абсолютное олицетворение мускулинности, генератор тестостерона, который, безусловно, силен физически, и большими пушками косит толпы пришельцев. Но сильный ли он персонаж? Не думаю, так как он практически не обладает никакими чертами, делающими его сильным не физически. Он не многосторонний, не правдоподобный и временами вообще ведет себя как идиот, которого смешит возможность бросаться дерьмом. Это даже наоборот отвратительно.

С другой стороны, если противопоставить ему Альтаира, то ситуация совсем другая. И если заменить Альтаиру пол, то у нас останется тот же самый хороший и сильный персонаж, только женщина. Я веду еще раз к тому, чтобы вы точно поняли, обсуждая сильного женского персонажа, мы говорим в целом про хорошего героя, но в контексте того, что он женщина.

S.P.E.C.I.A.L.

Возвращаясь к нашим выше описанным столпам качеств хорошего героя, давайте, как в видео обучающих презентациях Vault-Tec разберем, что же означают все эти критерии, которые делают персонажа хорошим.

Многосторонний персонаж в буквальном смысле должен иметь в себе больше одной стороны. Если герой на протяжении истории раскрывается и становится тем, кем вы его не считали в начале сюжета, то этот пункт выполнен. Опять таки, вспомните Альтаира, который всю игру переосмысляет себя и свое кредо, понимая, что в мире есть больше чем две стороны одной монеты. Это придает ему глубины, а нас как геймеров заставляет с интересом проходить игру дальше, несмотря на довольно однообразные сюжетные арки.

Харизматичный персонаж должен отличатся от какого-нибудь прохожего, который пол дня торчит на работе, а потом каждый вечер идет в бар и ужирается до беспамятства, пока его оттуда не выгонят.

Особый дизайн персонажа – это не привлекательность, а скорее то, что просто выделяет его на фоне других подобных персонажей.

Правдоподобным может быть как злой, так и хороший герой, главное, чтобы он располагал, давая нам понять, почему он стал таким, какой есть. Почему он поступает подобным образом, откуда у него эти убеждения, и как они вписываются в общий лор игры. Здесь же и его цель, мечты и мотивы, которые и есть тригерами к действию. А чтобы эти цели были оправданы, герою нужна предыстория, благодаря которой мы не будем спрашивать: «а чего этот он хочет все уничтожить?».

«Это все потому что ты – толстая»

Давайте разберем на примере. Как по мне, полностью этим параметрам отвечает Глэдос из серии Portal. Глэдос по всем фронтам можно назвать сильным женским персонажем. С самого начала мы понимаем, что Глэдос всемогущая – она полностью контролирует лабораторию и заставляет нас проходить из-за дня в день испытания по воли своей прихоти. Разработчики постоянно делают акцент на ее холодную расчетливость, коварство, остроумие и саркастичность. Складывая все эти черты, она становится харизматичной и располагает к себе. В итоге, мы ей симпатизируем, хоть она и наш антагонист. Просто посмотрите на ее фразу при воскрешении, адресованную Чел и поймете о чем я:

«А, это ты... Давно не виделись... Как дела? Я была так занята, пока была мертва. Ну... после того, как ты убила меня. Ладно. Слушай, мы обе наговорили много такого, о чем ты еще пожалеешь. Но сейчас мы должны забыть про наши разногласия. Ради науки. Ты чудовище.»

Но именно тут нам надо переставать мыслить поверхностно, ведь глубину всемогущей Глэдос мы сможем увидеть, только когда лишим ее всей этой силы. То есть, сможем провести черту между сильным и хорошим персонажем. И именно так сценаристы и поступают, превращая ее в картошку, с которой мы будем бегать пол игры. В момент, когда модуль Уитлы подключается к системе контроля комплекса Aperture, Глэдос терпит физическое поражение, а когда ее разум оказывается в картошке – еще и моральное. Но она все равно остается собой.

Зная эти моменты, давайте пройдемся по нашим «S.P.E.C.I.A.L.» критериям

Глэдос – однозначно многосторонний персонаж, по итогу истории она оказывается не тем, кем мы видели ее всю первую часть и четверть второй. Ведь [если опасаетесь спойлеров, переходите к следующему абзацу] она была обычным человеком, чей разум заперли в теле машины без ее воли. За своей сильной и саркастичной натурой, мы можем найти частичку человечности и жалости, в первую очередь к женщине по имени Кэрролл, которой она когда-то была.

Глэдос безусловно харизматична со всеми своими шутками и поведением, и особенно в истории с чертовым тортиком. У нее запоминающийся дизайн, который выделяет ее среди других подобных боссов роботов или искусственных интеллектов в играх. Вы точно узнаете ее из тысячи.

Она, безусловно, правдоподобна в том, что имеет предысторию, цели и мотивы, что нам и показано на протяжении всей игры. И да, хоть подобная машина не может существовать в жизни, если бы ситуация сложилась именно так, как показано во всей вселенной Portal и Half Life, то появление Глэдос действительно было бы возможным. Нам дают причину и следствия ее поведения, которые идеально вписываются в сеттинг.

И именно поэтому, я считаю Глэдос действительно сильным и хорошим женским персонажем. Она всегда притягивает внимание, когда на экране она или ее голос. Со временем нам станет не трудно понять, почему она ведет себя именно так. И на ее примере вы можете сами припоминать, кто еще из женских персонажей или мужских обладает подобными качествами. К тому же мы как раз описали аж 7 примеров таких женских персонажей в нашем прошлом материале.

Теперь вы знаете критерии крутого женского персонажа в играх и крутого персонажа как такового. И если это не так, то я не знаю, как по-другому можно их описать.