Когда речь заходит о космических симуляторах,  то вы обязательно где-то встретите упоминание Криса Робертса. Большинству игроков он известен как создатель игр знаменитой серии Wing Commander, а также автор идеи игры Freelancer. Это одни из лучших космосимов в истории. Сейчас же Крис Робертс с командой ведет разработку самой амбициозной игры  - Star Citizen.

Далекая мечта

Жанр космических симуляторов после 2010-х переживал не самые лучшие времена. В игровой индустрии популярностью пользовались всевозможные шутеры, RPG, иммерсив-симы и другое. Выжили лишь такие проекты, как EVE Online и Elite: Dangerous. Вышедшая в 2018 году X4: Foundations получилась достаточно сырой, поэтому даже сейчас ниша фактически остается никем не занятой.

На этом фоне в 2011 году тот самый Крис Роберт со своей женой и другом адвокатом создают собственную студию - Cloud Imperium Games. Уже в 2012 состоялся анонс Star Citizen – первый трейлер для своего времени выглядел просто великолепно. Кинематографичная графика, потрясающая проработка кораблей. К тому же вы могли управлять непосредственно пилотом с видом от первого или третьего лица. Обещали также больше 100 звездных систем с планетами.

Крис Робертс в новой игре хотел совместить продвинутый онлайн и отличную сюжетную кампанию в стиле Wing Commander.

Как итог, на собственном сайте Робертс собрал 4,2 миллиона долларов, а также игроки проспонсировали проект на Kickstarter – еще на 2,1 миллиона. Star Citizen поставила краудфандинговый рекорд. Что самое главное, команда обещала релиз в 2014 году, поэтому многие ждали с нетерпением столь долгожданный проект.

В качестве движка был выбран CryEngine 3 – именно он используется в Crysis 2 и 3, а как многие помнят, это практически эталон по уровню графики. По крайне мере, движок CryEngine вполне успешно тягается с таким мастодонтом, как Unreal Engine 4.

Сумма донатов на игру росла буквально с каждым месяцем. Изначально Робертс рассчитывал использовать собранные средства в качестве «подъемных», а затем привлечь крупных инвесторов и издателей. Вот только бюджет пополнялся и без этого. Уже к 2014 году на разработку Star Citizen фанаты собрали 41 миллион долларов.

Каждый новый порог обязательно сопровождался красивыми обещаниями. То разработчики собираются добавить три уникальных инопланетных языка, то полноценную шутерную составляющую, не хуже чем в Mass Effect. Все это обычно подкреплялось достаточно красочными роликами.

Одним из самых крупных анонсов в рамках игры стало начало разработки сюжетной кампании – это случилось лишь в 2018. Разработчики показали еще один шикарный трейлер – главные роли исполнили такие звезды, как Марк Хэмилл, Гэри Олдман, Генри Кавилл и другие.

И вот на дворе 2022 год. С момента анонса прошло больше 10 лет, а итоговые сборы превышают 400 миллионов долларов. На секундочку, бюджет GTA V составляет 256 миллионов долларов. Даже разработка Cyberpunk 2077 обошлась дешевле – приблизительно в 316 миллионов, хотя это тот еще долгострой.

Геймеры задают логичный вопрос, так где же игра?

Бесконечные версии

Для начала стоит отметить, что игра есть, и вы в нее можете даже сыграть. В Star Citizen регулярно проходят бесплатные выходные, где вы можете опробовать несколько кораблей и полетать по небольшой звездной системе. В игре также уже реализована репутация пилотов, возможность стыковки кораблей, наземная техника, инвентарь и набор различных повторяющихся миссий. Есть майнинг, спасательные операции, торговля и не только.

Так что да, в Star Citizen действительно можно поиграть. Однако по факту игра больше похожа на альфа или бета-версию, чем на готовый проект. И это спустя 10 лет и больше 400 миллионов долларов! Так в чем же проблема?

В первую очередь – проблема в слишком амбициозных планах. Крис Робертс и его команда просто не видят конечной цели, поэтому проект постоянно обрастает какими-то идеями и нововведениями. Вот только реализовывать все это разработчики просто не успевают. Контент добавляется постепенно, небольшими частями. С таким темпом просто невозможно предсказать, как будет выглядеть финальная версия игры и появится ли она в принципе.

Другой заминкой стал суд между Cloud Imperium Games и Crytek по поводу лицензии на использование движка CryEngine. Сейчас суд находится на «паузе», но средства на все судебные тяжбы берутся из бюджета компании. По сути, спонсируют все это сами игроки, делая пожертвования на разработку.

Еще одна проблема, которая частично тормозит разработку – платные корабли. Да, в Star Citizen вам придется приобретать космические корабли за реальные деньги. Причем ценники там не из дешевых – от 20$ до 3000$. Несмотря на такие цены, покупают корабли даже сейчас достаточно часто, тем самым спонсируя игру. Однако все это превратилось в какой-то замкнутый круг. Разработчики для привлечения средств вынуждены постоянно тратить время на создание новых кораблей, а не на доработку других аспектов.

Кстати, посмотреть дорожную карту с реализованными вещами вы можете на официальной странице. Прогресс действительно есть, однако можно ли его назвать удовлетворительным при таких сроках и вложениях?

Важной проблемой на данном этапе является и составляющая клиент-сервер. Текущая реализация создает большую нагрузку на сервер. Так получилось, что один игровой мир вмещает приблизительно до 50 игроков. Как только этот предел достигнут, сервер создает новый мир для следующих 50 игроков. Такое ограничение как раз и не позволяет сделать из Star Citizen полноценное ММО с единой вселенной.

Решением этой проблемы должна стать технология Server Meshing, которую разработчики обещают где-то в 2023. Вот только ее реализация – это еще один сложный долгострой, который потребует дополнительных средств. И это не говоря о том, что и текущая версия имеет баги и другие проблемы с соединением.

Star Citizen – так выйдет ли готовая игра?

Так что же получается по итогу – неужели мы никогда не дождемся релиза столь масштабного космического симулятора? Это можно уже сказать с уверенностью. Star Citizen уже давно перешел в ту форму разработки, когда ни разработчики, ни тем более игроки не видят конечного результата. С каждым новым обновлением ставятся еще более масштабные задачи, которые на годы отодвигают долгожданный релиз.

Тем не менее, проект будет постепенно обрастать новым контентом. В какой-то момент игра действительно приблизится к тому, во что можно с комфортом поиграть с друзьями в течение нескольких месяцев или даже больше. Вот только есть существенный риск, что до такого состояния проект просто не доберется.

Бюджет Star Citizen из года в год фактически наполняют сами игроки. Только в 2020 было собрано целых 77 миллионов. Но многие понимают, что это не может продолжаться вечно. Поток денег начнет иссякать, что существенно затормозит разработку. Если Крис Робертс не найдет к тому времени инвесторов, готовых вложиться в этот долгострой, то обещанного мы так и не увидим.

Остается только верить, что хотя бы сюжетная кампания Star Citizen доберется до релиза. Это станет мощным толчком для пополнения базы фанатов.