Игры на выживание — это явление, которое, в некотором смысле, было возрождено и популяризировано благодаря Minecraft, чей неоспоримый успех заставил издателей и других разработчиков разглядеть потенциал жанра. Потом была Don’t Starve и DayZ, который собрал лояльное сообщество, несмотря на плачевное состояние, а позже Ark: Survival Evolved, Starbound, The Forest, Green Hell… Количество игр росло и большинство выходило в раннем доступе, и многие, например как 7 Days to Die, так и остались в нем навсегда. В итоге жанр потерял популярность из-за перенасыщения однообразными представителями, которые появлялись отовсюду.

На первый взгляд Valheim не отличается от всех вышеупомянутых проектов, но и находится в самой неблагоприятной категории: survival от неизвестной студии, вышедший в ранний доступ. Плюс он еще может показаться вторичным из-за сеттинга после недавних AC: Valhalla и BPM: Bullets Per Minute. Более того, игровой процесс, кажется, является развитием идеи из The Forest или Rust.

Тем не менее, подобно захватчикам с севера, Valheim разграбил кошельки геймеров и проник в их библиотеки в Steam, хвастаясь тысячами покоренных сердец [по крайней мере, 152 000 онлайн-игроков] и утопая в положительных отзывах. Так откуда такой успех? Если вкратце, у Valheim есть ряд достоинств видных только после нескольких часов проведенных в игре, которые делают весь ее геймплей приятным, но не напрягающим в отличие от собратьев. Все приевшиеся нам механики выживания Valheim делает совершенно незначительными. Ну, а если рассказывать долгую версию…

Качество и внешний вид

Первое, что нужно отметить — это ее внешний вид и качество Valheim. Мы привыкли, что ранний доступ означает, что игра в буквальном смысле является недоработанным и плохо работающим продуктом, Valheim почти на удивление стабильна и не так, как «стабильна для раннего доступа» — она действительно хорошо работает. В отличие от большинства игр с ранним доступом, в ней не так часто встречаются баги. За несколько часов игры их может вообще не быть.

В какой-то мере ее можно назвать золотым стандартом раннего доступа — она соответствует изначальной философии, которая закладывалась в это понятие. Хотя такое впечатление могло возникнуть только по причине, что я ничего не ждал от игры, все равно считаю важным выделить это отдельно.

Плюс сам ее внешний минималистичный вид играет ей на руку. Она напоминает старые игры времен PS1, но при этом держит планку благодаря современному освещению и подобным эффектам. Такое себе возвращение к старой школе, которое придает окружающему миру игры ламповость, а каждый биом делает запоминающимся.

Отказ от мазохизма

Несмотря на причастие к жанру выживания Valheim на удивление не суровая в этом аспекте. Да, разработчики называют ее таковой, но говорят они про другие элементы. Скорее, она не акцентирует внимание на том, что в приоритете у ее собратьев по жанру. Да, вы все еще можете умереть, если не будете следовать местным правилам, просто все моменты связанные с выживанием как таковым не чувствуются как наказание.

В моих любимых представителях жанра, как The Long Dark, Starbound и Ancestors: The Humankind Odyssey голод всегда выступает кнутом, который подгоняет тебя. Иначе, как только индикатор опустится до нулевого значения — пиши пропало, время умирать. Несмотря на то, что в жизни так не бывает.

Обычно в таких играх мы должны убедиться, что персонаж отдохнул, поел, здоров и готов к действию. Поначалу это очень весело. Мы открываем для себя что-то новое, учимся, нам бросают вызов. Однако довольно скоро вы достигнете точки, когда добыча еды или укрытие больше не проблема, а это означает, что постоянно истощающиеся показатели только действуют на нервы и выступают балластом в дальнейшей прогрессии.

В Valheim у вас нет индикатора жажды, и хотя есть система голода, она дает исключительно преимущества. Вам больше не придется лихорадочно искать еду, потому что в середине экспедиции вы не начинаете умирать от голода.

В данном случае персонажу не нужно постоянно есть, и расставлять кровати каждые несколько километров. Вместо того чтобы наказывать, игра вознаграждает за заботу о вашем герое, временно увеличивая максимальное здоровье и выносливость, а также скорость их восстановления. Ваш индикатор голода не убивает вас, а наоборот дает преимущество, так как вы можете комбинировать свой рацион, дабы получать специальные баффы, которые помогут вам в битве.

Игра просто не навязывает вам эти элементы, и когда мы хотим сосредоточиться на расширении деревни, не нужно думать о том, чтобы заполнить сначала все ваши характеристики выживания, а если следует подготовиться к экспедиции или сражению — это даже наоборот увлекает.

Плюс, вам не нужно искать ресурсы для того, чтобы чинить инструменты, не придется создавать с нуля то, что уже создано — если снаряжение сломано, его можно легко починить на верстаке совершенно бесплатно.

Минимизировав подобную возню, Valheim — одна из самых гостеприимных игр на выживание. Снижение этих барьеров является одной из причин, по которой в настоящее время она пользуется популярностью у огромного количества игроков. Не хочу сказать, что она обусловлена исключительно отказом от самых скучных элементов жанра, но то, что она сместила свой акцент с типичного мазохизма якобы реалистичных условий на удовольствие от выживания — это огромный плюс.

Рейды на боссов

Большая часть игр на выживание — это песочницы, в которых мы можем расширять базу, добавляя новые элементы и получая доступ к большему количеству оборудования. Однако в какой-то момент вы можете понять, что цикл игры довольно короткий и неглубокий. Примерно через 7-10 часов прохождения любой подобной игры у человека возникает чувство, что он вообще не понимает, зачем делает то, что делает. Расширение ради расширения, но в чем глобальный смысл?

Valheim с самого начала ставит довольно общую, хотя и увлекательную, захватывающую цель: все игроки — избранные воины Одина, призванные победить могущественных вечных зверей, дабы доказать, что они заслуживают место в Валгалле. Мы постоянно готовимся и вооружаемся все более мощным оружием и доспехами, чтобы противостоять все более могущественным боссам. Это и есть игровой цикл. Хоть он кажется и довольно простым, он оправдывает весь тот сбор сырья, расширения своих владений и улучшения вооружения.

Сама боевая система хоть и простая, но приятная, а каждый побежденный босс оставляет после себя уникальные ресурсы, которые помогут продвигаться по биомам мира.

Построй свою деревню

Не менее увлекательная в игре и система строительства, позволяющая вам расширять свои владения. Изначально вы можете строить только из древесины; добыть ее можно разбирая старые хижины, либо срубая деревья, которые уже стали мемом. Если вы решили срубить одно такое, оно может упасть на вашего героя и раздавить.

Плюс игра заботится о разных мелочах, которые делают ваш дом действительно важным. Например, вам нужен дымоход над камином, ведь без него дом наполнится дымом. Специальные укрепления для отдельных частей хижины, чтобы обезопасить ее во время непогоды. Игра также отлично справляется с созданием атмосферы уюта и домашней безопасности не только за счет динамических теней, отбрасываемых источниками света, но и за счет звука. Как только мы выходим из теплого укрытия, нас накрывает мрак, мирная, медленная музыка сменяется жуткой тишиной и тревожными звуками, издаваемыми скрывающимися в темноте монстрами.

Постепенно раскрывающаяся глубина

Как я уже говорил, поначалу Valheim может показаться либо очередным «выживачем», либо довольно простой игрой. Поначалу вам не будут встречаться препятствия, но чем дольше вы играете, тем полнее видите глубину проекта. Например, у некоторых врагов есть слабости, которые можно обнаружить, протестировав различное оружие на них. Окажется, что бить скелетов молотом куда эффективней, чем мечом или копьем.

Приготовление пищи также казалось в начале простым — сырое мясо плюс огонь и готово. Но позже вам откроется возможность создать медный котел, благодаря которому можно варить сложные блюда.

Чтобы получить более качественное сырье, необходимо организовывать более крупные экспедиции. И каждая такая экспедиция — это шанс на уникальное приключение в этом случайно сгенерированном мире. Каждый биом бросает новый вызов, и вы ощущаете постоянную прогрессию. Наиболее важным является то, что система генерации подземелий уже реализована, а это означает, что ее расширение становится вполне осуществимым.

Отдельно также хочется упомянуть и систему способностей, позаимствованную из TES — чем чаще пользуешься способностью, тем она эффективней. Таким образом, мы становимся более опытными во всем: от бега, прыжков, сражения конкретным оружием, до рубки дерева и добычи камня. Смерть в свою очередь, несет за собой потерю части этих приобретенных навыков.

Это не все достоинства данной игры. Плюс я не упомянул о минусах, однако в данном случае ситуация этого и не требовала. Если вы истосковались по жанру выживания, возможно Valheim способна вернуть вам любовь к нему. А если вы возьмете с собой пару друзей, так тем более сможете раскрыть весь ее потенциал.

Также читайте наш гайд для начинающих в Valheim.