Технологии – одна из самых быстрорастущих областей в истории человечества. Увеличение различных параметров идет практически в экспоненциальной прогрессии. А что насчет игровой индустрии – какие технологии будут главенствовать через 5-10 лет? Давайте поразмышляем на эту тему в деталях.

Облачный гейминг

История облачного гейминга началась еще в 2010 году – именно тогда появились первые компании в лице OneLive и других, которые предлагали услуги запуска игр на удаленных платформах. Однако все эти сервисы так и не достигли успеха, по крайне мере, необходимого для окупаемости.

Сегодня ситуация чуть более положительная – стабильно работают такие крупные платформы, как Playstation Now, GeForce NOW и VK Play Cloud. И еще несколько менее крупных компаний, предлагающих доступ к высокопроизводительным ПК. Однако даже сейчас при огромных вложениях гейминг через облачный сервис пользуется не столь большой популярностью. Например, GeForce NOW имеет уже около 100 миллионов пользователей в 75 странах и подразумевает 27 центров обработки данных. Но даже при таком раскладе это лишь малая капля в море… Севрис Google Stadia так и вовсе закрылся спустя три года.

Причин было несколько – высокие цены на игры, небольшой выбор и неспособность особо конкурировать с другими платформами. Возникают сложности и у пользователей. Например, если говорить о GeForce NOW – то главной проблемой становится нестабильное соединение, высокий пинг и даже очереди из-за того, что сервера элементарно не справляются с потоком геймеров.

Так почему же эта технология может занять главенствующую позицию в геймдеве через несколько лет? Причин этому несколько.

Первое – увеличение доступности и скорости Интернет. В крупных и малых городах 100 Мбит/с стали практически общепринятым минимумом, а в России так и вовсе один из самых дешевых интернет. В мегаполисах операторы предлагают провести оптику со скоростью в 1 Гбит/с. И это не говоря о грядущем распространении сетей 5G. Все это позволит с максимальным удобством использовать облачные сервисы даже в 4К разрешении, уже не беспокоясь о задержках.

Второе – удорожание комплектующих. Новые видеокарты и процессоры предлагают действительно выдающуюся производительность, но и ценник на них постепенно растет вверх. Чтобы собрать высокопроизводительную сборку теперь требуется от 1000 долларов, а дальше будет только дороже. И это не говоря о таких явлениях как майнеры, из-за которых цены могут резко улететь вверх.

Как итог, собрать высокопроизводительный компьютер со временем смогут далеко не все, и вот тогда внимание привлекут облачные сервисы.

Третье – небольшое число ААА-релизов. Давайте откровенно, большинство геймеров собирают топовые ПК для того, чтобы выкрутить все на «ультра», включить «лучи» и насладиться красотами игрового мира. Вот только предлагают все это лишь крупнобюджетные игры, которых в год выходит обычно не больше десяти. Например, в 2023 красивой графикой на ПК могли похвастаться разе что ремейк Dead Space, Star Wars Jedi: Survivor, Cyberpunk 2077 DLC: Phantom Liberty и Alan Wake 2. Остальные либо были относительно нетребовательными, либо не предлагали фотореалистичную картинку.

И далеко не все готовы покупать компьютер за пару тысяч долларов буквально на несколько игр. Тем более что через 3-4 года ваша сборка уже будет в какой-то мере устаревшей! С облачной платформой эта проблема исчезает. Вы можете оформить подписку буквально на месяц, пройти интересующую вас игру на максимальных настройках графики, а после отказаться от использования сервиса. Удобно и недорого!

Виртуальная реальность

Еще одна перспективная технология, которая пока ждет своего звездного часа. Первые относительно современные шлемы в лице Oculus Rift DK1 начали появляться еще в 2013 году. С тех пор шлемы VR прошли немалый путь от сложных, тяжелых и не столь продвинутых устройств до моделей вроде PS VR2 и Valve Index. Но что ограничивает повсеместное использование виртуальной реальности?

В первую очередь – цена. Часть шлемов требует высокопроизводительного железа, так что вам придется купить не только комплект VR, но и топовый ПК. Да, есть автономные модели без необходимости подключения к компьютеру вроде Oculus Quest 2 на базе Qualcomm Snapdragon XR2. Но и игры в них не такие красочные, поскольку железо не столь мощное.

Однако уже сейчас идет тенденция на постепенное снижение цен. Если раньше VR-шлемы были некой диковинкой по внушительной стоимости, то сейчас это относительно массовый продукт. При этом такие игры как Half Life: Alyx и Horizon: Call of the Mountain показали, что виртуальная реальность может быть красочной и всепоглощающей, предлагая куда большее погружение по сравнению с любым монитором.

Вторая проблема VR – недостаточный уровень удобства. Часть шлемов все еще требует проводного соединения с компьютером. Многие модели достаточно тяжелые и носить долго их проблематично. Не самые удобные и контроллеры, а невысокое разрешение экрана и несовершенные линзы могут испортить впечатление. Но все сложности активно решаются и через 5-10 лет шлемы могут стать такими же удобными, как в научно-фантастических фильмах вроде «Первому игроку приготовиться».

С появлением высокопроизводительной начинки и скоростного беспроводного доступа от проводов можно будет избавиться навсегда. У PS VR2 разрешение на каждый глаз уже составляет внушительные 2000x2040 пикселей. Имеется и технология отслеживания взгляда. Контроллеры от Valve Index, например, могут еще и отслеживать положение отдельных пальцев, что открывает больше вариантов взаимодействия в играх.

Как итог, совсем скоро VR станет достаточно продвинутой и недорогой, чтобы стать полноценным конкурентом обычному геймингу с помощью монитора.

Нейросети

Искусственный интеллект плотно внедряется практически во все сферы. Распознавание лиц, генерация контента, автоматизированная диагностика заболеваний, чат-боты и не только. Свою роль нейросети займут и в геймдеве.

В первую очередь – это продвинутый ИИ противников. Сейчас для создания врагов используется алгоритм дерева поиска Монте-Карло (MCTS или Monte Carlo Tree Search), который определяет поведение врага с учетом ваших действий. Но как вы можете видеть, далеко не всегда ИИ отличается адекватным поведением. Но с нейросетями ситуация может кардинально измениться.

Например, в 2019 году искусственный интеллект от OpenAI обыграл сильнейших киберспортсменов мира по Dota 2 – команду OG. Нейросеть обучали 10 месяцев, что для нее равносильно 45 годам игры в Dota 2.

Другая сфера применения – упрощение разработки. Для создания игры нужны десятки художников, аниматоров и программистов. Но что если часть работ доверить нейросети? Например, создать текстуру какого-то объекта, нарисовать фон или написать часть кода? Для инди разработчиков такая помощью будет бесценной. Например, в «No Man's Sky» ИИ создает бесконечный космический мир, где ни один элемент не повторяется. В бесплатном 2D-экшене Shoon так и вовсе все графические элементы созданы нейросетью!

По мере развития моделей  вроде ChatGPT, Midjorney и других разработчики получат в свое распоряжение еще более мощные инструменты для создания открытых миров, персонажей и даже сценариев.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней