Зарождение и первые шаги [1916-1950]

Как отмечают люди занимающиеся изучением истории комиксов и жанра супергероев особенно – первый фильм, а точнее сериал на данную тематику появился еще более ста лет назад в 1916 году. Это был разделенный на 12 серий сериал Judex снятый французским режиссером Луи Фейладом. У главного героя Жака де Тремёз не было никаких суперсил, однако он сражался против коррумпированного банкира Фавро, маскируясь за образом героя Джудекса. Главной его мотивацией было защищать невиновных и отомстить банкиру за смерть своей семьи. Однако это можно назвать супергероикой лишь с натяжкой. А вот фильм 1920 года The Mark of Zorro, о таинственном защитнике всех обездоленных Зорро – уже больше подходил под описание героического кино.

Первым американским супергероем, пришедшим со страниц комиксов, был Мэндрейк Волшебник в фильме Mandrake, the Magician 1939 года. Уоррен Халл сыграл главного героя и сразился со злым ученым в маске, пытающимся украсть энергетическую машину. За ним последовал фильм 1940 года The Shadow, где бывший летчик времен Первой мировой войны использует альтер-эго для борьбы с преступностью.

Появление же первого супергероя на экране в том виде, в котором мы знаем его сегодня, состоялось в 1941 году, когда на экранах вышел сериал Adventures Of Captain Marvel, который состоял из 12 глав. Тогда Капитан Марвел принадлежал Fawcett Comics, а позднее персонаж превратился в более знакомого нам Шазама, который сегодня часть DC.

Затем в 1943 году последовал 15-ти серийный сериал о Бэтмене, ознаменовавший первое снятое появление легендарного героя в плаще из Готэма. Сериал позволил себе вольную интерпретацию комикса 1938 года. Так, вместо бэтмобиля дуэт Бэтмена и Робина ездил на Кадиллаке, управляемом верным дворецким Альфредом. Бэтмен также работал с федеральным правительством, в то время как злодеи из комиксов объединились в собирательном образе злого японского доктора Дака. В 1949 году состоялась премьера сиквела «Бэтмен и Робин»

Уже через несколько лет на американских экранах появилось первое воплощение Капитана Америки в одноименном сериале, где нам рассказывали об окружном прокуроре Гранте Гарднере. Герой кардинально отличался от своего комиксного прообраза, и в отличие от Стива Роджерса не был суперсолдатом, созданным для войны с нацистами. Можно сказать, что это была вольная адаптация первоисточника, однако в последующем мы еще очень долго не видели появление героев от издательства Marvel Comic, которое тогда называлось Timely Comics.

Бывший житель Криптона, который зародил повальное увлечение мужчинами в трико, появился в кинематографе в 1948 году и получил свою собственную сагу, состоящую из нескольких глав. Первый сериал о Супермене состоял из 15 серией и уже в 1950-ом получил продолжение «Человек Атом против Супермена». К тому времени формат сериала начал себя изживать, поэтому за ним последовали два фильма 1951 и 1953 года «Супермен и люди-кроты» и «Приключения Супермена».

Зачастую в середине прошлого века фильмы и телешоу, основанные на сериалах или персонажах комиксов, считались детскими, манерными, а иногда и комедийными и никогда не воспринимались как серьезное развлечение. Истории о Супермене завершили собой первую эпоху развития фильмов по комиксам и авторы медленно пытались выходить из детского формата.

Путь к успеху Бэтмена и Супермена [1978-1990]

Хотя «Приключения Супермена» и громкий сериал ABC 1966 года о Бэтмене [уверен, вы не раз видели мемы из него] поддержали этот жанр на телевидении, супергерои не появлялись повторно в кинотеатрах до 1978 года. Тогда вышел самый культовый фильм того времени «Супермен», снятый Ричардом Доннером за ошеломляющую сумму в 55 миллионов долларов. Фильм был эпичен во всех смыслах: от звездного каста [во главе с Марлоном Брандо в роли Джор-Эла и Джином Хэкманом в роли Лекса Лютора] до новаторских спецэффектов. Слоганам фильма была фраза «Человек может летать», что было также метафорой на то, что кино-герои в трико могут быть поразительными.

Фильм был встречен с энтузиазмом как критиками, так и зрителями, заработав огромные 300 миллионов долларов. В 1981 году за ним последовал «Супермен 2», который Доннер начал снимать одновременно с первым фильмом. Ричард Лестер перенял у него съемки после того, как Доннер был позднее уволен продюсерами из-за проблем с бюджетом. Последний фильм трилогии «Супермен 3» хоть и уступал первым двум, так как стал странной попыткой объединить комедию и супергероику, также собрал большую кассу. Однако за ним последовал провальный спин-офф «Супергерл», который не высмеяли только самые ленивые критики.

Фильм оказался настолько провальным и утонул в критике, что зарубил на корню появление женщин супергероинь на экране на долгие года, так как студии, что типично для того времени, подумали, что причиной провала в первую очередь стала женщина на главной роли.

К тому времени по традиции старого доброго дружественного соперничества Бэтмен уже был готов наступить Криптонцу на его плащ. Находившийся очень долго в производственном аду в 1989 году наконец-то вышел первый серьезный фильм про Бэтмена. Снятый Тимом Бёртоном вместе с Майклом Китоном в главной роли и Джеком Николсоном в исполнении Джокера, он стал новым хитом и стандартом.

Следуя примеру новаторских комиксов того времени, таких как «Возвращение темного рыцаря» Фрэнка Миллера, блокбастер был снят в мрачной и суровой манере и практически стер воспоминания о красочных и глупых сериалах прошлых времен. Что забавно, родители детей, привыкшие к тому, что супергероика это безобидная жвачка для их чад, долго возмущались после просмотра фильма Бёртона. Они не ожидали такого количества жестокости и насилия показанного в его картине. К слову, эти и последующие претензии к еще более жестокому сиквелу побудили Warner Bros. сделать новые фильмы о Бэтмене более красочными и комичными, чтобы по ним также можно было сделать адекватные игрушки. Впоследствии это вылилось в два ужасных сиквела «Бэтмен и Робин» и «Бэтмен: Навсегда». Последний фильм подарил нам обилие глупых каламбуров про холод от Арнольда Шварценеггера в роли Доктора Фриза и показал наличие у Бэтмена именной кредитки, а также пресловутых бэт - сосков.

Однако до того как они вышли, зрителей ждал не менее прекрасный чем первый фильм «Бэтмен Возвращается», где появилась Мишель Пфайффер в роли Женщины-кошки и Дэнни Де Вито в роли Пингвина. Но более мрачный психосексуальный фильм не смог собрать кассу как раз из-за описанного выше непонимания семейной аудиторией его образов.

Неудачный старт Marvel [1980-2000]

Несмотря на то, что у Marvel было куда больше супергероев, чем у DC, они все еще не имели значительных фильмов. У них был только старый сериал посвященный Халку, но больше ничего. И чего таить, первые попытки реализовать свою киновселенную обернулись провалом. Фильм «Говард Утка» 1986 года, спродюсированный Джорджем Лукасом, стал первой попыткой и провальной. Он считается не просто худшим, основанным на комиксах фильмом, но и в принципе одним их самых плохих.

Последующий за ним «Каратель» с Дольфом Лундгреном в главной роли был менее плох, но из-за низких бюджетов и сжатых сроков производства не обрел популярности и ушел в забвение. За ним последовал фильм о Капитане Америке 1991 года, который имеет на Rotten Tomatoes 8% рейтинга, а также «Фантастическая четверка» 1994 года, которая даже не попала в кинотеатры.

В итоге не впечатленная успехом фильмов Marvel начнет продавать своих персонажей другим компаниям, о чем пожалеет в будущем. Но это уже история нового тысячелетия, о которой мы поговорим позже.