Постъядерное возвышение

Многие американские исследователи в своих работах, посвященных современному культурному коду Японии, говорят, что она всю оставшуюся часть 20 века, да и сейчас тоже, охвачена тем, что называется «post nuclear sublime», что я в вольной интерпретации перевел как «постъядерное возвышение». Им обозначают сюжеты аниме, манги и любых других культурных произведений, которые вращаются вокруг ядерной катастрофы или массового уничтожения, и основываются на коллективной памяти японцев о ядерной катастрофе.

Причем вы наверняка знаете о многих аниме, вдохновленных ядерной атакой или как минимум те, где сюжет связан непосредственно со взрывами и массовым уничтожением, например, «Босоногий Гэн», «Навсикая из долины ветров», «Евангелион», «Акира», «Могила Светлячков».

Самые известные военные картины это, во-первых, «Могила светлячков» Исао Такахаты, который вложил в произведение свой опыт выживания с сестрой будучи ребенком. После того как их мать погибла в бомбардировке, а отец утонул на военном корабле, двое детей скитаются по стране после ее капитуляции.

Во-вторых, «Босоногий Гэн». Манга и аниме напрямую рассказывают историю о том, как мальчик Ген становится одним из выживших во время ядерного удара по Хиросиме. И ее автор Кэйдзи Накадзава описывает свою историю того, как он пережил этот кошмар.

Многие аниме, затрагивающие тему ядерной войны работают по принципу Гэна и «Могилы светлячков», где нам показано всеобщее страдание или личные истории тех, кто пережил те события. Подобные картины рассказывают общую историю с глаз одного человека, о разрушении, страдании и возрождении из пепла.

И наверно это первое влияние ядерной бомбардировки на аниме. Ведь такие работы, которые базируются на коллективной травме нации, показывают нам историю жертвы, а значит, нам трудно не сочувствовать главным героям.

Но постъядерное возвышение это широкий феномен, который имеет свойство увеличивать свое влияние со временем из-за новых социальных изменений. И уже упомянутые мной «Евангелион», «Акира», «Навсикая из долины ветров» и «Астробой» показывают нам уже не традиционные послевоенные истории о страдании невинных людей, а совершенно новые, или как минимум в них ядерные взрывы и подобные масштабные катастрофы являются отправными точками в сюжете.

Не все послевоенные аниме, которые хотят показать нам, как ужасная война и велика человеческая глупость, должны напрямую ссылаться на национальную травму.

Новый мир из пепла

Самым первым человеком, чьи работы напрямую связаны с войной был, как нетрудно догадаться, Осаму Тедзука. И хоть его Astroboy это детское телешоу с монстрами недели, в его сути автор закладывал конфликт между человеком и технологиями, которые могут нести разрушительный эффект. В аниме ученый, чтобы заполнить пустоту после смерти сына, создает его точную копию в виде андроида, однако испугавшись его силы, отказывается от него.

В последующем Япония станет сильной экономической державой с передовыми технологиями, однако через это аниме мы видим напряженность эпохи, что технология никогда не сможет заменить людей, и ее способность помогать человечеству приравнивается к ее способности уничтожить его.

Его приемник Хаяо Миядзаки, хоть и не напрямую, также в детстве был свидетелем бомбардировки, и не раз отобразил ее в своем творчестве. Самый яркие пример — «Навсикая из долины ветров», которая в принципе была антивоенным произведением. После разрушительного события названного «Семь дней огня», человечество практически было уничтожено, а мир превратился в ядерную пустыню, которую в будущем заполнили мутанты и ядовитый лес, что начал понемногу разрастаться в огромных масштабах.

Семь дней огня напрямую отсылают нас к тому, что, скорее всего, они были результатом использования людьми ядерного оружия.

Подобное есть и в «Евангелионе», который вышел много лет спустя. В мире этого аниме учеными было найдено существо известное как Адама, и в рамках исследования его силы и возможности ее обуздать случился взрыв, который назван Второй удар. Он вызвал массовое вымирание, а также сместил орбиту планету, из-за чего климат изменился настолько, что большую часть Земли затопили океаны. В самом аниме первый год после Второго удара вспоминают как «ад на земле, который нельзя описать словами».

«Космический Крейсер Ямато» рассказывает историю о том, как группа молодых людей восстанавливает старый военный крейсер и с помощью него пытается защитить измученную войной и радиацией Землю.

Но наверно самый мощный образ ядерного удара в аниме был в «Акире» Кацухиро Отомо. Но даже при том, что «Акира» во многом опирается на постапокалиптический сеттинг, он также критикует людей, политиков и общественные строи. Первая сцена Акиры — это взрыв и сопровождающая его яркая вспышка света. Гигантский черный купол накрывает большую часть Токио и разрушает его. Это была метафора на ядерное разрушение, после которого нам сразу показывают новый Нео-Токио в 2020 году, с кратером в центре.

Как и другие работы в апокалиптическом сеттинге, «Акира» дарит зрителю тревожную реальность смертоносности ядерной мощи. Это наиболее ясно иллюстрируется условиями двух главных героев, Тецуо и Канеды, которые встретились и выросли в детском доме.

На протяжении всего аниме мы видим, взрослых людей, которые в борьбе за власть и обогащение ведут мир в новую катастрофу, и наблюдаем за подростками, проявляющими, хоть и не сразу, но здравомыслие.

Как последствие ядерного удара многие дети, потеряли родителей, были помещены в детские дома, а также подвержены генетическим мутациям, сделавшие их похожими на стариков.

Надежда

Однако еще одна черта многих подобный аниме — надежда на будущее, ведь пережив подобную катастрофу и став сильной страной, японцы включают подобный посыл в свои произведения. И в том же послевоенном произведении Осаму Тедзуки «Hi no Toi» главной темой сериала является реинкарнация.

И подобно Жар-птице из манги Тедзуки, Япония тоже прошла реинкарнацию в будущем.