В 1980 году Миядзаки был новичком, который создал свой первый фильм «Люпин III: Замок Калиостро» совместно со студией Tokyo Movie Shinsha [TMS]. После него он решил поработать над другим анимационным фильмом и хотел взять за основу работы американского комиксиста Ричарда Корбена. TSM отказали ему, так как было дорого купить права на комиксы, плюс студия предпочитала адаптировать мангу. К счастью, позже Миядзаки смог договориться об экранизации своей собственной манги, которая выходила еженедельно в журнале Animage от Такума Шуттен.

Так родилась «Навсикая из Долины Ветров». Постапокалиптическая история происходит через тысячу лет после Семи Дней Огня, катастрофической глобальной войны, которая разрушила большую часть мира. Он загрязнен токсичным воздухом, а моря непригодны для жизни и ядовиты. Оставшиеся люди живут на небольших кусочках токсичной земли за пределами смертельно ядовитого леса, населенного гигантскими насекомыми-мутантами, которые защищают его, поскольку лес избавляет мир от загрязнения. Оставшиеся люди разделились на враждующие королевства, сражающиеся за ограниченные ресурсы и выживание, так как лес разрастается и может поглотить остатки людей.

На Миядзаки в свое время повлияла старая история о «Принцессе, которая любила насекомых», — это японский рассказ из XII-го века о молодой принцессе, которой не нравится социум и его нормы и она предпочитает проводить время с насекомыми. Эта принцесса стала прототипом Навсикаи. Также Миядзаки черпал вдохновение из «Властелина Колец» Толкина и «Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Еще вдохновением послужили такие вещи как: загрязнение залива Минамата ртутью [хотя лучше сказать, что это проблема, которая задела автора], залив Сиваш в Украине [из-за мелководья и обилия соли летом он издает запах гнили, от чего его называют Гнилым морем — Cadelta], а также остров Якусима [остров почти полностью покрыт лесом — Cadelta].

После нескольких глав «Навсикая из Долины Ветров» стала самой популярной мангой Animage; этот успех не мог быть проигнорирован. Издатель предложил Миядзаки снять короткометражку длинной в 15 минут, но тот сказал, что согласен только на полнометражную картину длиной в 60 минут или больше.

Наконец, у Миядзаки был еще один художественный фильм, со своими оригинальными персонажами, существами и миром, но создать его было трудно. Только с 16 опубликованными главами манга еще далеко не завершена. Эта ситуация привела к тому, что Миядзаки переосмыслил историю, чтобы больше сосредоточиться на человеческом конфликте королевств, а не на разрушенном мире.

Летом 1983 года производство началось с того, что Миядзаки нанял японского композитора Дзё Хисаиси для создания саундтрека. В последующем он станет не только одним из ближайших друзей Миядзаки, но и его ведущим композитором для большей части его последующих картин.

В отсутствии большего числа аниматоров студия дала множество объявлений о наборе сотрудников в своем журнале. Но в итоге большая часть работы была передана на аутсорсинг. Одним из аниматоров, который работал над картиной, был Хидеаки Анно, позже основавший Gainax, а затем стал известен во всем мире благодаря Neon Genesis Evangelion .

«Навсикая из Долины Ветров» была выпущена 11 марта 1984 года в Японии, получив значительную оценку критиков и любовь фанатов. Этот успех, как манги, так и фильма привел к созданию в 1985 году студии Ghibli при финансовой поддержке материнской компании Tokuma Shoten. Однако создание анимационной студии — не единственное влияние, которое оказала на карьеру Миядзаки картина. Персонажи, дизайн и темы фильма заложили основу для его проектов, особенно в том, как он переплетает антивоенную тему с идеей сосуществования природы, животных и людей.

Семь Дней Огня символизируют, как ядерную войну, так и биологическое оружие созданное людьми, которое вызвало массовое вымирание. Отравленное море и мутировавшие насекомые являются символом ядерных осадков в этой истории, так как мир покрыт загрязненным воздухом, который может оказаться смертельным после вдыхания в течение определенного периода времени. Центральный конфликт фильма происходит между двумя враждующими королевствами, когда они сражаются за эмбрион Бога-воина.

Эта стычка является аллюзией на холодную войну между Советским Союзом и США и страхом надвигающейся ядерной угрозы.

Миядзаки твердо верит в использование ненасильственных средств для решения проблем, и картина полностью следует этой философии, хоть и не избегает сцен насилия. В итоге, действия Навсикаи и решают конфликт. Позже Миядзаки утверждал, что у него не было скрытых мотивов при создании фильма, поскольку он хотел, чтобы «Навсикая» была чисто развлекательной картиной, но его будущие фильмы и дальше также будут включать в себя антивоенные настроения. И «Принцесса Мононоке», выпущенная в 1997 году, и «Ходячий замок» 2004-го года, показывают нам героинь, играющих ключевую роль в предотвращении дальнейшего кровопролития между несколькими народами и существами.

Экология и защита окружающей среды — еще одна тема, почти всегда присутствующая в работах Миядзаки, и она впервые была показана в «Навсикаи». Даже несмотря на то, что мир в фильме сильно загрязнен, Навсикая все еще пытается понять его и обитающих в нем существ. Она часто размышляет о красоте Земли, например, о завораживающих ядовитых спорах, хотя знает, что при вдыхании это приведет к смерти в течение нескольких минут. Когда она приближается к насекомым мутантам, она приносит извинения им за беспокойство. Финал фильма — громкое послание о нужде мирного сосуществования с природой, поскольку два королевства вынуждены признать, что они не могут ничего противопоставить ни матери-природе, ни насекомым-мутантам.

В течение нескольких десятилетий Studio Ghibli стала любимой анимационной студией, известной тем, что она дарит радость, преподает полезные уроки и темы для людей, сосуществующих с миром и его созданиями. Нет лучшего способа оценить студию и работу, чем посмотреть картину, с которой все началось. Фильм настолько жизненно важный для студии Ghibli, что многие считают его частью ее фильмографии, несмотря на то, что он был снят до ее существования.