А начнем мы с единственного фэнтезийного телеспектакля-мюзикла в нашем списке…

1. Последнее испытание (2017) 8.56

Некий могущественный Чародей некоего фэнтезийного мира всю жизнь думал, что счастье заключено лишь в том, чтобы всем править, всем владеть, всеми помыкать и вертеть. Именно по этой причине он обратил свой взор на Бездну рока, спустившись в которую можно добыть себе ключи к такой силе и могуществу, что весь мир сразу ляжет у его ног.

Вместе с ним увязались его брат-близнец и одна из жриц Светлого Бога, которую Чародей медленно, но верно, полюбил. И тогда ему открылась истина о том, что путь к истинному счастью не всегда лежит через осознание абсолютной власти. Ведь кому нужна власть, когда любимой рядом нет. Счастье в том, чтобы всегда оставаться с ней и делить с ней все счастливые моменты своей жизни.

Но дошло это до него, увы, слишком поздно. Теперь придется разгребать последствия того, что он учудил, будучи в изначальном неведении. И обретенное уже было счастье его вдруг снова повисло на волоске.

2. Волшебный портрет (1997) 7.88

Очередной российский фильм жанра фэнтези, в котором чудеса случаются под Рождество. И хоть это чудо было тут не главным, но основополагающим для данного сюжета – уж точно.

Именно под Рождество было предсказано Ивану (фамилии, как обычно, не говорят), что встретит он в дальнейшем красавицу чужеземную, которая всех местных краше. Не знал тогда Иван в географии тугой, что имеется на Земле помимо Руси еще и Поднебесная, где обитает народ с узкими глазами, что те татары ростком короткий.

Как-то раз повезло Ивану, по лесу шарахавшемуся, добро Лесной колдунье сделать. Подарила та за доброту Ивану портрет с ликом девицы забугорской с глазьями раскозыми. И втюрился бедный Иван в лик девицы той, что весны краше. И девица та начала временами вылезать из портрета, дабы с Иваном… Дружить.

Но, как это обычно бывает, всю фэнтезийно-романтическую идиллию обломил местный антагонист – китайский император, выкравший портрет у Ивана. Дело в том, что на нем была изображена его жена, которая его не любила настолько, что душа ее свалила от него в изображение на портрете. Сможет ли Иван в итоге вернуть возлюбленную?

Ну, или, хотя бы, этот самый ее портрет?

3. Небесный суд (2011) 7.75

В этом российском фильме жанра фэнтези преддверие Рая и Ада устроено как раз таким образом, как и было кем-то когда-то зачем-то придумано (именно – придумано, поскольку с того света в этот еще никто и никогда не возвращался). Здесь дислоцируется область эзотерического пространства, в которой находится зал ожидания для отлетевших, но еще не распределенных по своим локациям, душ и суд, который как раз этим распределением и занимается.

В одном из таких судов работают давно отошедшие души прокурора Андрея и адвоката защиты Вениамина. Дело прокурора – настаивать на выдворение плохо себя ведших при жизни душ в Ад, дело адвоката зашиты – отмазывать эти души от Ада. И все до поры до времени шло путем, пока в приемную на регистрацию не прибыл…

Пока в приемную на регистрацию не прибыла душа ухажера прошлой жены прокурора Андрея, которую он любил как при жизни, так и при смерти. Конфликт интересов на лицо.

И в этом будет весь прикол.

4. Настя (1993) 7.49

Действие этого российского фильма жанра фэнтези происходит в России альтернативной реальности, где, во-первых, местами жива магия, а во-вторых, торжествует какой-то гибридный «социал-капитализм», где с одной стороны все еще существуют совхозы, но называются они уже частенько «совхозами имени батьки Махно».

По культурному быту все очень похоже на начало лихих 90-х. Вокруг все плохо. Но главную героиню Настю больше накаляет не то, что плохо вокруг, а то, что плохо у нее на лице. Дело в том, что родилась она, мягко сказать, не совсем красивой. Именно поэтому, как она считает, она не может «завести» себе нормального, любящего ее, мужика. Хотя, честно сказать, никакие мужики в ее сторону не смотрят, ни нормальные, ни прочие.

Но тут нашей героине улыбнулась удача. Как-то раз ночью ее угораздило напороться на старушенцию-велосипедистку, колесо велосипеда которой застряло в решетке канализации. Настя помогла старухе и, вуаля! Та оказалась волшебницей и, как это положено волшебницам, пообещала выполнить любое желание девушки. Та пожелала стать красавицей, что тотчас же и произошло. Только принесет ли ей красота и умопомрачительный успех у мужчин счастье?

И да, кто ответит, почему волшебница, способная на всякое волшебное, не смогла в одиночку высвободиться из медвежьей хватки канализационной решетки? Хотя… Пути волшебников ведь неисповедимы.

5. Медвежий поцелуй (2002) 7.40

Далее в нашем топ-60 лучших российских фильмов жанра фэнтези идет картина, ставшая последней для Сергея Бодрова младшего. Здесь Сергей сыграл ни кого-то, а самого настоящего медведя Мишу. Который, между тем, изредка был способен превращаться в человека. Но способен – до поры до времени.

Когда-то Мише придется делать выбор кем быть, остаться на всю жизнь медведем, или дожить свой век человеком. И человеком-то стать не так трудно. Для этого, по его же словам (хотя откуда он это знает – загадка) ему нужно всего ничего – на протяжении одного года никого не убивать.

Но Миша не смог сдержаться. Смотреть, как хозяин цирка издевается над его девушкой и ничего не делать – это было выше его сил. И он решился, наконец, и задрал негодяя.

Последствия были плачевными. Хотя, счастье, как оказалось, – палка о двух концах.

6. Серебряные коньки (2020) 7.37

Далее в нашей подборке лучших российских фильмов жанра фэнтези идет очередной любовный треугольник, состоящий, как это водится, из плохого парня, хорошего парня и девушки, которой хочется к хорошему, но судьба и папенька толкают ее в объятья плохого.

Любовная история эта разворачивается на рубеже XIX и XX веков. Парень по имени Матвей, рядовой житель буржуазного Петербурга, а если по-простому – выходец из черни и, по совместительству, карманник средней руки, влюбляется в дочку богатого и влиятельного вельможи по имени Алиса.

Алиса тоже к нему благоволит. Но папенька настоятельно советует ей выйти за князя Аркадия Трубецкого, недополицейского и недомужика, который хочет руки Алисы лишь по корыстным причинам. Ему, как бы это банально не звучало, надобно лишь положение ее папашки, которое, конечно же, поможет ему взлететь вверх по карьерной лестнице. Хотя, и в кровати бы с ней тоже временами не помешало.

Поможет ли на сей раз влюбленным какое-нибудь волшебство? Ведь в сказках главное чего-нибудь очень сильно захотеть. А Алиса очень сильно хочет сгрести Матвея в охапку и оказаться с ним в Париже.

7. Окно в Париж (1993) 7.31

А героям следующего российского фильма жанра фэнтези и никакой Алисы с ее желаниями не понадобилось. Они открыли прямой портал до Парижа просто хорошенько наклюкавшись горячительного и открыв в шкаф. Да, в этой картине там, где должна, по идее, быть Нарния, находилась самая что ни на есть обычная, но очень прекрасная и соблазнительная Франция.

С этого момента ряды парижан пополнились поддатыми петербуржцами из семейства Гороховых, которые, конечно же, не растерялись при виде богатств парижской столицы и тут же попытались прибрать все к рукам.

Фильм без прикрас показывает контраст между Россией образца начала 90-х, и европейским лоском, представленным на примере французской столицы.

Местами будет смешно и грустно до слез.

8. Вино из одуванчиков (1997) 7.19

Продолжает наш топ-60 лучших российских фильмов жанра фэнтези фильм, по большому счету более походящий на антологию, состоящую из четырех новелл, объединенных одним персонажем.

В антологию вошли следующие истории:

  • Машина счастья – сказ про то, как мужик по имени Лео в своем курятнике «машину счастья» изобретал. Получалось не очень, поскольку единого алгоритма счастья для каждого человека не существует. Но на жене он ее, все же, испытал.
  • Машина времени – новелла, в которой нет технологий будущего, зато есть престарелый ветеран, рассказы которого сами по себе являются неплохой машиной времени. Каждый из них может закидывать слушателя в прошлое как раз плюнуть, чем местная детвора и пользуется.
  • Прабабушка – главный герой в свои 12 лет наконец-то узнает всю масштабность понятия «жизнь не вечна». Это его заставляет сделать прабабушка, которой только что пришлось покинуть бренный мир.
  • Одуванчики – новелла, давшая название всему сборнику. Сказ про то, как можно замедлить уход лета. Нужно попросту наделать вина из одуванчиков столько, чтобы его хватило на всю зиму. Тогда и зимой вокруг будет лето.

Думаем, Дуглас Сполдинг, мальчуган, который является связующим звеном для всех сюжетов, это насыщенное происшествиями лето в жизни не забудет.

9. Орландо (1992) 7.18

Фэнтезийно-драматическая биографическая мелодрама, над которой одновременно поработали и англичане, и россияне, и итальянцы, и французы с нидерландцами. Помимо прочих, в ней частично заняты и отечественные киноактеры, а потому эта кинолента вполне достойна того, чтобы попасть в наш топ-60 лучших российских фильмов жанра фэнтези.

Но главные роли здесь, конечно же, были отданы неподражаемой Тильде Суинтон и Билли Зейну. Им обоим было уготовано сыграть одного и того же человека, который родился мужчиной и по приказу Елизаветы I не должен был стареть. Чего он на протяжении веков успешно и делал.

Но поскольку королева ничего не упомянула о смене пола, он, заснув в один прекрасный вечерок, взял его да и поменял прямо во сне. Да, проснувшись женщиной он принялся куролесить дальше, пока, в конце концов, не наткнулся на свою новую любовь, очень даже при этом похожую на старую.

Интересно, помрет обновленный Орландо в обличье Тильды Суинтон в конце концов, или так и будет буксовать во времени, словно какой-нибудь Коннор МакКлауд, пока ей башку не отрубят, чтоб не мучилась?

10. Последняя сказка Риты (2012) 7.13

В центре сюжета этого российского фильма жанра фэнтези – пляски пары подруг вокруг третьей, Риты Готье, которой вот-вот предстоит умереть от смертельного недуга. И плясать они будут по-разному, поскольку ипостаси у них разношерстные.

Первая подруга по имени Надежда будет нашу пациентку пытаться излечить в больнице, куда она, как и все нормальные больные, поступила. Излечить не выйдет. Рита больна смертельно. Надежда, не в силах сообщить подруге ужасную новость, ударяется в пьянство, ища помощи и поддержки на дне стакана. В это время ухаживать за Ритой берется вторая подруга – Таня, работница морга и, по совместительству, скрытый Ангел смерти, проводящий души умирающих на ту сторону.

Не соглашается с «диагнозом», вынесенным своей подруге и ее ухажер, который, прознав о существовании загробного мира и о порталах, сквозь которые туда можно проникнуть, отправляется в запределье дабы вымолить для своей возлюбленной отсрочку.

11. Русский ковчег (2002) 7.12

История России на протяжении трех веков глазами парочки чрезмерно разговорчивых и разнящихся во взглядах на многое путешественников во времени.

Одного занесло в Зимний дворец из Франции времен XIX века, второй же является нашим современником и соотечественником, который, противясь первому, пытается доказать французу, что за кажущейся вторичностью наших достижений скрывается абсолютно оригинальный и неповторимый русский дух, на колесах которого еще и не такая супербричка как царская Россия проедет. Она вывезла на себе и СССР, и нынешнюю капиталистическую Россию. Вывезет и последующие интерпретации.

На что мы очень сильно надеемся.

12. Тариф Новогодний (2008) 7.08

И снова в нашем списке лучших российских фильмов жанра фэнтези новогодняя история. Но снята она на сей раз не в духе дедоморозных приключений, а в духе голливудской «Радиоволны» от 2000-го года.

Главному герою фильма по имени Андрей несказанно повезло получить от какой-то странной женщины странный же подарок. При попытке купить мобилу, ему был как бы в шутку впарен некий тариф «Новогодний», в котором Андрей поначалу разбираться не стал. Да и кто в них в этих тарифах когда разбирается? Разве что сами менеджеры, которые их впаривают.

Но тариф оказался не только очень странный, но и весьма прикольный. При попытке позвонить по случайному номеру дабы поздравить абонента с Новым годом, Андрей дозвонился до девушки Алены, живущей на год раньше. И, понятное дело, у девушки на данном жизненном этапе все не очень с парнями. И, понятное дело, у этой парочки завязался роман по телефону. И, понятное дело, они попытаются встретиться по-настоящему, но тут есть один нюанс. Андрей, наведавшись по адресу девушки, узнает, что ее уже нет в живых. Оказывается, она погибла как раз аккурат за 15 минут до наступления Нового года, того самого, в который он совершил свой звонок в прошлое.

Теперь перед Андреем стоит нелегкая задача изменить ход событий таким образом, чтобы Алена выжила. Будет трудно. Но на то он и Новый год, чтобы чудеса сбывались.

13. Последний хранитель Беловодья (2016) 6.90

На очереди в нашем топе лучших российских фэнтези фильмов очень странное и местами обрывочное, но, все же, приглянувшееся зрителю продолжение сериала «Пока цветет папоротник».

Сказ про Кирилла, которому вместе с сестрой и прочими попутчиками предстоит выживать в фэнтезийной реальности какой-то странной альтернативной версии Сибири, из которой выхода в нашу реальность нет. Случайно туда попав, героям придется стать разменной монетой в игре могучих магических сил, долго выживать в незнакомом мире, будто сошедшем с романов о средневековье. И вернуться в наш мир они смогут лишь при наступлении волшебного часа, когда зацветет папоротник.

Дожить бы до него. Кирилл дожил. Но вернется ли он в родной мир? По всему – не очень. Беловодье – капкан, из которого не так легко выбраться, но к которому очень сильно привыкаешь. Привыкаешь настолько, что как будто и не было никакого параллельного мира с его технологиями и прочими благостями техноцивилизации.

У сериала и фильма есть продолжение – еще один сериал «Беловодье. Тайна затерянной страны», вышедший в 2019-м. Кто пропустил – дерзайте!

14. Последний богатырь (2017) 6.83

Следом в нашем списке лучших российских фильмов жанра фэнтези идет сказ о приключениях в еще одной альтернативной фэнтезийной реальности, только теперь уже не в Беловодье, а в Белогорье. И попаданец тут всего один – Иван Ильич Муромец, которому не посчастливилось нырнуть в аквапарке именно в ту трубу, которая выплюнула его уже через древесное дупло в параллельное сказочное измерение, где магией буквально земля пропитана.

По словам встреченного тут же старикашки, которого, кстати, тут же пришили какие-то воинственные ряженные «типа-солдаты» (как оказалось – стражники), а его самого уволокли во «вражеский плен», он – сын Ильи Муромца, которого спрятали в параллельном мире пока не подрос.

Ну вот он подрос. И что? Как оказалось, ничего хорошего. Теперь на его плечи легла задача по восстановлению справедливости в Белогорье, захваченном коварной женушкой Добрыни Никитича, последнего оставшегося богатыря.

Хотя, нет, не последнего. Как оказалось, он и сам – потомственный богатырь. А потому на него и вся надёжа. На него, да на местных сказочных тварей и антагонистов, которые отчасти превращаются в протагонистов, дабы совместно прищучить местных протагонистов, отчасти превратившихся здесь в антагонистов.

Странный синопсис станет понятнее только после просмотра.

15. Он – дракон (2015) 6.82

Дальше идет сказ про вселенную где обитают странные оборотни. Завершает первую часть обзора лучших российских фильмов жанра фэнтези картина, где люди превращаются в драконов и наоборот. Не ведающие того обычные люди об этой особенности прилетающих с таинственного острова крылатых пресмыкающихся не знали. Но были весьма злы на них из-за того, что те периодически воруют у честного люда молодых девушек.

Как-то раз один шальной малый воспротивился этому беспределу и порешил одну такую земноводно-крылатую тварь. И минуло с тех пор пара поколений. Больше драконов в небе над городком было не видать. Но когда подросший внук Драконоборца решает жениться, откуда ни возьмись снова прилетает дракон и уносит его невесту.

Невеста, которую, кстати, зовут Мира, оказывается пленницей дракона, который куда-то подозрительно подевался. Зато через некоторое время она встречает паренька по имени Арман, который, по его словам, и есть перевоплотившийся в человека дракон.

Далее, как вы все уже, наверное, поняли, идет некая неказисто-российская версия «Красавицы и Чудовища», в которой чудовище – не всегда Чудовище, но основной смысл от этого не меняется.

И хоть картина и поставлена по роману Сергея и Марины Дяченко «Ритуал», параллели с первоисточником провести сможет любой.

Заключение

На этой слегка плагиатской ноте мы заканчиваем обзор первой части нашего объемного топ-60 лучших российских фильмов жанра фэнтези. Со второй частью ознакомим вас уже на следующей неделе. А пока – всего вам доброго! Веселого всем настроения за просмотром выбранных кинокартин и еще больше клевых фильмов и сериалов на просторах Интернета!

2 часть топа - фильмы с 16 по 30

3 часть топа - фильмы с 30 по 60