Думаю, нет лучшего времени разобраться в творчестве Суэхиро Маруо, чем в месяц хорроров, поэтому давайте разберем, что это за автор на примере самого громкого его произведения и действительно ли «Шоу уродов господина Араси» – худшее аниме.

Неизвестный режиссер

Перед тем как я начну рассказывать о сюжете этой невероятно тревожной картины, вам следует знать, что за производством самого аниме стоял не Маруо, а некий Хироши Харада. О нем можно найти только крохи информации, например то, что созданием «Мидори» он занимался полностью сам, что видно по внешнему виду картины и количеству анимаций [даже в статичной визуальной новелле анимаций больше, чем в этом произведении], ведь никто в здравом уме не спонсировал бы этот проект. Их нежелание неудивительно, учитывая характер адаптированной истории. Хироши несколько раз называл Сёдзё Цубаки не традиционным романом. И это еще мягко сказано. После релиза фильм был запрещен в Японии.

Если верить Shikimori, больше Харада не делал сам каких-либо значительных произведений кроме еще двух малоизвестных короткометражек, в большинстве случаев работая раскадровщиком и аниматором в разных проектах.

Терпение и покорность девочки-камелии

Могу судить, что shoujo tsubaki переводится как «девочка-камелия», что перекликается с занятием главной героини. Также даю вам возможность перестать читать это прямо сейчас, ибо далее я буду совершать преступление против человечности, хотя и попытаюсь значительно срезать острые углы. Хотя если вы зумер, который растет в эпоху Интернета, то вряд ли это аниме заставит вас испытать отвращение, но начнем по порядку.

История разворачивается в Японии в 20-тых годов прошлого века. Начинается произведение набором бессвязных и жутких кадров из цирка уродств, где диктор радостно объявляет о «местных» представлениях. Далее нас знакомят с Мидори, 12-летней девочкой, которую бросил отец, а ее мать мучается от страшной болезни. Чтобы зарабатывать деньги девочка продает камелии. Однажды незнакомый мужчина дает ей свою визитку и говорит, что если вдруг ей некуда будет идти – она сможет обратиться к нему за помощью.

Дома девочка обнаруживает, что ее мать мертва, а крысы пробрались в ее тело и начали есть изнутри. Как бы сказать помягче, пробрались они не через рот. Оставшись без родителей, Мидори вынуждена идти к тому самому человеку в поисках помощи. Однако оказывается, что он, господин Араси, является хозяином цирка уродов.

Там Мидори встречает его артистов: женщину-змею, безрукого человека с проказой и забинтованным лицом [названного Мумией], гермафродита и психопата Канабуи, одноглазого гиганта, мужчину без рук и ног именуемого червяком, и других не сильно приятными персонажей. Но дело не в их внешности – мы никого не оскорбляем. Просто данные люди похищают Мидори в сексуальное рабство, а также скидывают на нее всю грязную работу в цирке, и даже заставляют выступать на сцене, поедая отрубленные головы петухов…

Все первые 15 минут фильм бомбардирует ваш мозг трешовыми образами и картинами, дословно воспроизводя мангу. Благо эти моменты показы секундными отрывками, а временами почти метафорично, вот только лучше от этого не становится. В сцене оргии всех участников труппы, свидетелем которой стала бедная Мидори, аниматор не поскупился показать ее во всей ужасающе-мерзкой в фетишах красе, чтобы мы получили не менее сильный шок, чем главная героиня.

В последующем Мидори сталкивается с насилием разных форм. За проступки ее избивают, а любая радость ей не позволительна в принципе.

Когда Мидори начинает подкармливать щенков, Канабуи убивает их и пускает на обед труппе, сообщая Мидори и остальным уже постфактум во время еды. Причем сцена расправы над ними была воспроизведена очень детально. Я не собираюсь показывать вам какие-либо другие изображения из этой сцены, потому что, во-первых, я не садист, а во-вторых, Хироши явно получил слишком много удовольствия от ее создания. Если вам казалось, что сцена убийства щенка в «Эльфийской песне» – самое жестокое, что вы видели в аниме, то поверьте, вы ошибаетесь.

После этого Мидори пытается сбежать, однако ее ловят, насилуют и избивают. Поглощённая своим бренным существованием в этом цирке она узнает его страшные тайны, а буквально каждый участник труппы добирается до ее тела. Этот раздел заканчивается фразой «Ты никогда не узнаешь счастья как человек». Мидори заболевает и от сильного жара видит кошмары, где ее конечности скручиваются.

Тем временем цирк теряет деньги, Араси не платит зарплату артистам, чем у нас пытаются вызвать жалость к ним [вы серьезно?]. Их единственная надежда - фокусник из Токио, маг - гном по имени Уандер Масамицу. Нам говорят, что он занимается «магией в западном стиле», но вскоре мы увидим, что он может творить настоящую магию.

Его представления, где он залазит в бутылку, спасают цирк от банкротства, а кроме этого между ним и Мидори вспыхивает любовь… Для полного понимания картины – на вид ему лет сорок. Остальные члены труппы начинают ненавидеть Мидори еще больше, так как Маг не позволяет кому-либо причинять ей боль. Человека мумию он даже убивает, после того как тот признался Мидори в токсичной любви.

Девочка выступает вместе с Масамицу на сцене. Вместе они становятся главными звездами шоу. Мидори замечает известный режиссер и предлагает ей сняться в его фильме, а также счастливое будущее. Вот только Масамицу против этого, и рвет визитку режиссера на части, говоря, что Мидори принадлежит только ему. Между ними начинается сора, вследствие которой он засовывает девочку в бутылку, а сам идет выступать. Будучи на нервах он срывается на людях, и применяет китайскую магию, превращая всех посетителей цирка в монстров, а затем обратно в людей. Все это одна большая, сюрреалистичная сцена боди-хоррора в самых изощренных деталях.

После потасовки Масамицу говорит, что бросает труппу, извиняется перед Мидори, а также предлагает ей уйти с ним и начать новую жизнь. Они уходят и все близиться к «счастливому концу». Перед тем как сесть на автобус, Масамицу просит Мидори подождать его пока он сходит в город за продуктами. Увы, он становится свидетелем ограбления, а вор убивает его. Мидори ждет, после чего идет искать его, но не находит. В панике девочка видит галлюцинацию в виде всех участников шоу господина Араси, которые насмехаются над ней. Она хватает попавшую под руку палку и пытается разогнать их и кричит. Аниме заканчивается тем, что Мидори плачет…

Худшее аниме в истории?

Отвращение может быть полезной эмоцией для рассказчиков, но эта история не имеет никакой другой цели, кроме как вызвать отвращение при помощи натуралистичных сцен насилия всех мастей. То, что Хироши, очевидно, считает это своего рода любовной историей, бесконечно хуже, чем его настойчивые утверждения о том, что анимация «первоклассная». «Мидори» – безусловно, история о страдании, несправедливости и бесчеловечной жестокости, приправленная кошмарными кадрами извращенного ума. В принципе, как и все произведения Суэхиро Маруо. Его творчество, безусловно, андеграундное, но даже американские андеграунд комиксы 70-тых, также с обилием неприятных сцен уступает японскому. Его можно сравнить с итальянским режиссером Пьером Паоло Пазолини по темам его произведений.

Хуже всего во всем этом то, что те немногие люди, которым действительно нравится это произведение, склонны сочувствовать циркачам, несмотря на то, что они жестокие животные и чертовы растлители детей…

Ужасная анимация, несколько тусклая озвучка, мерзкие персонажи, за которых мы должны болеть, и гротескные образы говорят сами за себя. Но даже это не совсем описывает то, что не так с этим аниме. Да, бывают аниме со сложными и неоднозначными темами, но то, как это здесь подано и визуализировано – совсем другое.

Я не ситх, чтобы возводить все в абсолют и не могу сказать, что это худшее аниме – оно просто ужасное, его очень сложно смотреть, а сюжет и ситуация порой пугают больше, чем весь трешевый контент. Уверен всегда есть что-то похуже [например, «Инфернальная рана» все того же Маруо], но я не рекомендую вам смотреть его, разве что вы фанат острых ощущений. Вы не сойдете с ума, не будите в панике закрывать глаза, просто это жесткий шок-контент для специфической аудитории.