Крестный отец

После успеха «Актрисы тысячелетия» Сатоси решил ковать железо пока горячо и приступил к работе над следующей картиной. Он решил немного отойти от своей классической концепции расслоения личности главного героя, и сделать ее скорее частью повествования, а не главной темой. Также, в своих прошлых работах он делал главными героями девушек, так как считал, что в мужских персонажах зрители видят больше недостатков, чем позитивных качеств, но теперь решил поменять это и добавить сразу двух главных героев мужчин.

К тому времени Кон был немного разочарован индустрией аниме и тем, что она простаивает на месте. С одной стороны у анимации есть безграничные возможности, но с другой, сама аудитория говорит, что та или иная идея плоха, чем загоняет индустрию в надуманные рамки. По итогу, все аниме сводятся к чему-то однообразному и банальному. Кона это сильно раздражало, и именно поэтому он решил сделать уникальную в своем роде историю. Однажды он увидел бездомных и подумал над тем, почему про них не снимают фильмы? Именно так ему пришла идея, которую бы забраковали, не будь ее автором Сатоси.

Он хотел, чтобы фильм отличался от прошлых картин и поэтому задействовал в работе новых людей. Он предложил должность сценариста Кэйко Набумото, которая писала сценарий для «Ковбоя Бибопа» и «Волчьего Дождя». С ней он познакомился в те времена, когда писал мангу. Для озвучки он позвал непрофессионалов, чтобы голоса выглядели как можно более естественно.

Все это вылилось в одну из самых смелых картин режиссера, которая получила название «Токийские крестные» или же «Tokyo Godfathers» [у нас аниме также известно как «Однажды в Токио»]. Источником вдохновения послужил фильм по бестселлеру Питера Б. Кейна «Три крестных отца», где трое грабителей банков по воле случая становятся крестными для младенца.

История Кона рассказывает о трех бездомных – алкоголике средних лет Джине, трансвестите Ханне и сбежавшей из своего дома девочке Миюки. Они с трудом уживаются вместе, сорятся, дерутся, но держатся втроем. В канун рождества они находят выброшенного на помойку ребенка, а при нем записку, где указано как можно найти родителей, а также имя девочки – Кийоко. Троица отправляется найти ее родителей.

Поиски превращаются в опасное приключение, где всем им приходиться столкнутся со своим прошлым, а также благодаря череде случайностей поверить в чудо.

Главная тема аниме – это чудеса и совпадения. Однако они случаются ровно столько, сколько нужно каждому из персонажей, чтобы пройти определенное испытание для достижения общей цели и для того, чтобы побороть себя. Аниме вышло завораживающим благодаря своим героям. Миюки вызывает у нас жалость, Джин – понимание, а Ханна– уважение к его поступкам.

«Токийские крестные» нестандартный для Кона проект, ведь в нем нет сюрреализма или размытия граней между реальностью и вымыслом. Это жизненный фильм, с острым социальным комментарием. В нем режиссер поднимает проблему бездомных людей, неуважения и призрения к ним со стороны общества, которое отгородилось от них.

Каждый из героев попал на улицу не по своей воле. Они не были плохими людьми, а просто совершали в жизни ошибки, или резкие решения, как и каждый из нас. Картина раскрывает нам героев так, что легко ассоциировать себя с ними и понять их проблемы.

Манера повествования в фильме вышла более западной. Это и постоянные пейзажи живого города, христианские мотивы, а также тема, раскрывающая семейные ценности в рождество. Не трудно догадаться, что аниме, представленное на нью-йоркском фестивале, принесло Кону еще большую известность.

Когда паранойя идет по пятам

Привыкший не останавливаться на достигнутом, Кон сразу начал работать над новым проектом, который разрабатывал еще до начала работы над «Tokyo Godfathers». Он решил сделать картину из своих нереализованных идей, которые не вписывались в общий смысл его прошлых работ, а также вернутся к привычной теме конфликта между вымыслом и реальностью. Реализовать задумку Сатоси захотел в немного новом для себя жанре сериала. Так на свет появился «Агент Паранойи».

Сатоси говорил, что люди придают слову «паранойя» негативную окраску, в отличие от слова «фантазия», принижая ее силу. Однако, чтобы терпеть жизненные проблемы людям нужно что-то помимо реальности, например, фантазии, грезы и паранойя. Почему именно она? Человек воспринимает этот мир либо через призму фантазии, либо паранойи и эти два явления не могут быть только плохими. Грубо говоря, паранойя как способ отвлечься.

Первая серия сериала рассказывает о необычном случае. Цукико Саги работает дизайнером и создает культового персонажа - розовую собачку Мароми. Он взрывает рынок и начальство Саги требует от нее второго шедевра. Она день за днем проводит над работой, но так и не может повторить свой успех. У девушки начинается сильный стресс и однажды, когда она возвращается домой, на нее нападет мальчик с кривой битой на золотых роликовых коньках и бьет по голове.

Ситуация настолько необычная, что кажется вымыслом, однако со временем нападения продолжаются, и полиция пытается разобраться с ними. Но вот, что странно, все жертвы мальчика с битой, после его удара начали жить лучше. Это одна из самых необычных работ Кона. Сериал создавался исключительно на студии Madhouse без привлечения фрилансеров, и работа кипела с бешеным темпом. Еще на самых первых сериях режиссер не знал, как они закончат сериал.

По концепции он состоял из историй людей, не справляющихся с давлением, которое на них оказывает общество и большой город. Когда они близки к отчаянью или срыву, то пытаются скрыться от реальности при помощи своей фантазии, и когда она не справляется, появляется мальчик с битой и нападает на них.

Это аниме Сатоси Кона поднимает много социальных тем, которые граничат между фантазией и суровыми жизненными реалиями. Именно тут присутствует позаимствованная характерная черта произведений Ясутаки Цуцуи, которые так любит Сатоси – сатира на повседневность и черный юмор. Так в одной серии рассказывается история о трех людях, которые познакомились по сети, чтобы совершить коллективное самоубийство – острая проблема в Японии. Все их попытки проваливаются и влекут за собой череду смешных событий, так важная социальная проблема подается с очень циничным посылом.

Аниме прыгает между стилями рисовки и анимации, что делает картину по-хорошему безумной. И хоть практически все серии самостоятельны, у них есть центральный сюжет о целительной особенности паранойи, и как она медленно превращается в массовую истерию и помешательство. Мальчик с битой – это не конкретный персонаж, это паранойя, которую люди используют, чтобы спастись, находясь на грани. Чем больше людей о нем узнают, тем больше меняется его облик и влияние на общество. Кто-то видит в нем монстра, кто-то героя, но правда окажется ошеломительной.

Когда сериал подходил к концу Сатоси наконец-то начал делать свой самый амбициозный проект, который не смог реализовать после «Perfect Blue».

Девушка из снов

На примере Кона мы видим, как многолетний и усердный труд способен возвысить тебя перед твоими же кумирами. В 2003 году Ясутаки Цуцуи сам позвонил Сатоси, чьи работы он уже заприметил давно, и предложил ему экранизировать свой роман «Паприка». Но Сатоси не отступил даже перед кумиром и все же выбил разрешение вносить правки и самостоятельно контролировать весь процесс.

В производство он вложил весь свой опыт и силы, доводя до идеала каждый кадр. Историю он адаптировал, а финал, как и в прошлый раз, писал во время процесса создания, чтобы удивить даже свою команду.

Сюжет рассказывает о недалеком будущем, где создают устройство DC mini, которое помогает проникать в чужие сны. Доктор Ацуко Тиба использует прототип этого изобретения, чтобы лечить людей с расстройством психики. Проникая им во сны, она принимает образ своего альтер эго молодой и задорной девушки по имени Паприка.

Несколько прототипов устройства похищают. Злоумышленник использует его, чтобы сводить людей с ума. Ацуко собирается положить этому конец при помощи Паприки.

Сатоси смог адаптировать аниме так, что история стала проще, но при этом намного ярче. В Паприке сливаются воедино не только сны и реальность, но и все наработки Кона, которые он хотел реализовать. Аниме пестрит своим абсурдом и сюрреализмом, образы и кадры из него стали легендами и создают неподдельное ощущение, как будто ты сам проникаешь в картину и становишься ее частью.

Премьера «Паприки» состоялась на Венецианском фестивале и выиграла главную награду. В последующем вдохновляясь этой работой, Кристофер Нолан снимет свой фильм «Начало».

Вечный сон

В «Паприке» был момент, когда герои заходят в кинотеатр и видят там плакаты прошлых работ Кона. Однако одна очень выделялась, ведь это был намек на следующую работу режиссера. Увы, мы так ее и не увидели. В 2010 году у него диагностировали рак поджелудочной железы и дали полгода жизни. Творец решил провести последние дни в своем доме и не разглашал о своей болезни, оставив только предсмертное письмо, которое опубликовала его семья после того, как Сатоси Кон умер.В письме он просил, чтобы его последнее творение «Грезящая машина» была завершена, но проект так и не смогли реализовать без гения. Однако его коллега Сасума Мараяма, который занимался проектом, основал новую студию, что трудится над экранизацией манги «Опус». И кто знает, может, мы еще увидим последнее сновидение автора.

Так закончился творческий путь Сатоси Кона.