Когда детство проходит не зря

Сатоси родился в городе Саппоро на острове Хоккайдо в 1963 году. Его детство было тем случаем, когда самые первые интересы и будут направлять в жизни. С ранних лет Сатоси вдохновляли такие картины как «Space Battleship Yamato» «Хайди, девочка Альп», «Future Boy Conan» и один из родоначальников жанра меха «Mobile Suit Gundam». В свободное от школы время, проводил за чтением манги. В том числе он очень любил мангу для девочек, что ничуть его не смущало.

Одним из самых любимых произведений было «Domu. A child’s dream». Это была жуткая манга о противостоянии двух экстрасенсов, где девочка сражалась против безумного старика. В будущем Кон признал, что если бы ему предложили снять фильм только по одной единственной манге – он бы выбрал эту. В юности он решил стать на путь графического дизайнера, и поступил в токийский художественный университет Мумасино.

К тому времени он пересмотрел огромное количество фильмов и был увлечен творчеством Ясутаки Цуцуи, основоположником японского модернизма в литературе. В книгах этого автора сюрреализм и черный юмор граничат и всегда стоят по соседству. Он часто использует психоанализ в своем творчестве, высмеивает японские табу, придавая их сатире. И если вам кажется, что похожее можно сказать по отношению и к творчеству Кона, то будите абсолютно правы. Ведь он перечитывал его книги раз за разом, что не могло не повлиять на него.

В те годы он начал писать свою мангу и отправлять ее в разные журналы. Бывало, он выигрывал премии за лучший дебют. На одном из награждений Сатоси познакомился со своим вторым кумиром Кацухиро Отомо, который взял его помощником в работе над легендарной мангой «Акира».

Начало творческого пути

После университета Кон работал в помощниках у известных авторов, но на реализацию своих идей у него не было времени. Его первая личная работа над мангой «Kaikisen» далась ему с трудом из-за жестких графиков, а также из-за пристрастия к алкоголю. История получилась довольно скомканной на исходе, а сам мангака слег с гепатитом А. Но все же он выкарабкался.

Он продолжал сотрудничать с Отомо, и тот стал доверять ему работу над бекграундом в «Roujin Z». Сатоси выкладывался на полную, за что заслужил доверие кумира. Они вдвоем начали создавать альманах из трех частей «Воспоминания». Сам же Сатоси работал художником по макету и художественным руководителем короткометражного фильма «Магнитная роза», первой картиной в альманахе. Это была очень крутая история о космических мусорщиках, которые исследуя заброшенную станцию, попадают в плен воспоминаний оперной певицы. Грани восприятия стираются, и в скором времени воспоминания начинают сливаться с реальностью.

Хоть Сатоси имел значительное влияние на картину, окончательное слово всегда было за Отомо, и наш герой остался недоволен. В работе над вторым фильмом проекта, он познакомился с Мамору Оси.

В 1993 году ему впервые доверили должность режиссера над пятым эпизодом оригинальной адаптации JoJo's Bizarre Adventure. Но и там он не смог раскрыть свой потенциал. Со временем он решил вернуться к манге. К сожалению, его ждал ряд неудач. Вместе с Мамору Оси он писал историю «Seraphim: 266 613 336Wings». Увы, они не сошлись характерами, так и не закончив ее. Поэтому, следующую мангу «Opys» он создавал сам.

Это была повесть о конфликте автора и его творения. В «Opus» мангака создает комикс, и один из ее героев, недовольный концовкой, пытается переписать сюжет, а заодно затягивает свое творца внутрь произведения. Повествование пыталось ломать все грани и временами уходило в метаанализ взаимоотношений автора и созданного. Увы, журнал в котором выходила «Opus» закрылся и манга не была закончена. Только позднее были найдены концепты окончания истории, в которой по сюжету Сатоси ввел в мангу еще и самого себя, чем еще больше размывал грани между реальностью и вымыслом.

«Идеальная грусть»

Именно так можно назвать дальнейшую жизнь мангаки до 1997 года. Ряд неудач заставил его переосмыслить свое творчество. Он, постоянно выпивая, пытался найти вдохновение в работах Девида Лична, Терри Гилиана и в других сюрреалистичных картинах, таких как «Бойня номер пять», снятая по роману Курта Ванегута. Именно из «бойни» он позаимствовал много приемов смены кадра и построения повествования.

Так сложилось, что в то время автор книги «Perfect Blue» Юсикадзу Текаудзи пытался экранизировать свой роман. Его уже снимали, но из-за землетрясения студия была разрушена и закрыта. Со временем его робота попала в анимационную студию MadHause, где ее решили экранизировать. За иллюстрации в книге отвечал Кацухиро Отомо, который решил привлечь к работе над картиной Сатоси, когда зашла речь о поиске режиссера. Кон, не читавший книгу, а только сценарий, разнес его в пух и прах со словами, что либо он полностью берет контроль над производством, либо не будет работать вообще. Ультиматум приняли.

В качестве сценариста он выбрал Садаюки Мураи, раньше работавшего с поп идолами, что привнесло много крутых деталей в проект. Конечный сценарий кардинально отличался от сюжета книга и Сатоси признался, что не знает, почему она так называется.

Мы уже писали о сюжете и проблематике картины «Perfect Blue» в нашем топе лучших аниме для знакомства с жанром. Однако напомним, что история повествует о поп идоле Мимарин из группы «СHAM». Она решает сменить образ и стать актрисой. Режиссер предлагает ей сняться в фильме со сценой изнасилования, что поставит крест на жизни идола, ведь он должен быть непорочным. В скором времени, ее начинает преследовать недовольный фанат, а сама Мима понемногу сходит с ума, так как застряла между двумя творческими жизнями.

В работе над фильмом Сатоси применил все свои накопленные знания. Кон пытался передать ощущение потери связи с реальностью. Реальность и вымысел сознания накладываются друг на друга и ты уже не понимаешь, что правда, а что нет. И только ты можешь определить свое место в этом мире.

Работа оказалась настолько сильной, что в будущем опираясь на аниме, появится западная картина «Черный лебедь».

Режиссер тысячелетия

После своей первой картины Сатоси Кон получил известность и авторитет. Он планировал экранизировать свой любимый роман Ясутуки Цицие «Парика», однако идею пришлось ненадолго отложить.

Через некоторое время он решил сделать духовного наследника «Идеальной грусти». Продюсер Таро Маки предложил ему сделать аниме при помощи метода Трапмлёй. Это обманка, когда кажется, что двухмерный объект находится в трехмерном пространстве, как например, когда герой картины якобы выходит из рамы. Кону понравилась идея, и снова объединившись с Садаюки Мураи, они вместе написали сценарий к аниме «Актриса тысячелетия».

В нем режиссёр по имени Гэнъя Татибана снимает документальный фильм об актрисе Тиёко Фудзивара. Он направляется к ней домой, чтобы актриса, которая уже состарилась, сыграла саму себя и была рассказчиком в документалке. Однако ее реальные воспоминания начинаются сливаться со всеми ролями, которые она играла. Рассказ прыгает от эпохи к эпохе, от одного образа ко второму и третьему. Аниме также знакомило зрителя с историей японского кинематографа.

Для работы над картиной Сатоси, пришлось самому тесно познакомиться с родным кинематографом, а также брать интервью у других актеров в частности у Хидиэко Такамины, с которой он и списал образ героини.

«Актриса тысячелетия» была еще боле кинематографичной, и в отличие от своей предшественницы, которая была фильмом ужасов, эта стала самым светлым, что Кон хотел сказать о связи жизни и творчества. Ты с благоговением наблюдаешь, как Тиеко рассказывает о своей тысячелетней биографии, хоть и спутавшейся, но все же, настолько прекрасной, что она опьяняет.

Картина отбила свой бюджет и собрала огромную сумму, а также получила много наград.

Мы продолжим рассказывать о биографии Сатоси Кона и его творчестве на следующей неделе, во второй части материала.