1998 год стал годом битвы титанов. Это был тот год, когда два тяжеловеса киноиндустрии создали фильмы на одну и ту же тему. В 1998 вышли драмы елизаветинской эпохи "Елизавета" и "Влюбленный Шекспир", последний получил "Оскар" в категории "Лучший фильм"Стивен Спилберг и вернувшийся на сцену Терренс Малик оба предложили зрителям эпические ленты о Второй мировой войне - "Спасти рядового Райана" и "Тонкая красная линия", а "Армагеддон" Майкла Бэя и постапокалиптический  фильм "Столкновение с бездной" на двоих собрали кассу более 1 миллиарда долларов.

Также в 1998 году увидели свет первые фильмы режиссеров, которые чуть позже получат самое широкое признание. Среди них - Кристофер Нолан "Следующий", Даррен Аранофски "Пи", Дени Вильнев "32 августа на Земле". И вот теперь в 2018 году этим фильмам исполняется 20 лет. Время летит, а они не стареют!

После жизни 

Любимец кинофестивалей Хирокадзу Корээда в настоящее время признан за свои высокохудожественные картины, достойные фильмов о семейных драмах Ясидзиро Одзу, такие как "Пешком-пешком" (2008) и "Чудо" (2011), которые демонстрируют невероятную простоту и гуманизм режиссера, в особенности в его работах 90-х годов: "Свет иллюзий" (1995) и "После жизни", вышедшем на 3 года позднее в 1998 году. "После жизни" во многом перекликается с "Бразилией"(1985) Терри Гиллиама и "В лучшем мире" (2016) Майкла Шура. Действие фильма Корээды происходит на небесах, где попавших после смерти людей просят вспомнить самое лучшее воспоминание в их жизни. Затем небесная съемочная команда берется сделать из этого воспоминания фильм, в котором и будет жить вечно человек, которому принадлежит воспоминание.

Этот глубоко философский фильм ставит вопросы не только о процессах памяти, но и природе кинематографии и границах воображения. Но извечная гуманность Корээды и тут просвечивает сквозь приземленную эстетику: выбор актеров (многие из которых и вовсе непрофессионалы) и редкий дар легкости повествования гарантируют, что моменты, проведенные за просмотром "После жизни" останутся в вашей памяти надолго 

Большой Лебовски

Возможно, для вас станет сюрпризом, что классическая комедия братьев Коэнов сразу после выхода в прокат не могла похвастаться ни большими кассовыми сборами, ни восторженными отзывами критиков в 1998 году. Но 20 лет спустя "Большой Лебовски" стал воплощением культовости в кинематографе, а на ежегодный "Lebowski Fest", фестиваль фанатов фильма, съезжаются тысячи поклонников фильма, начиная с 2002 года, а то невероятное количество мемов, которым дали жизнь диалоги фильма просто неистощимо.

Любитель боулинга, Джефф, иначе "Чувак" Лебовски (Джефф Бриджес) ошибочно принят за миллионера с той же фамилией. Отсюда и начинается развитие действия-фарса. Уолтер Собчак (Джон Гудмен), ветеран Вьетнама, по ходу фильма выдает блестящее комедийное представление.

Появление немецких нигилистов, размахивающих бейсбольными битами в то время, когда Чувак принимает ванну, раскрытие интриги, в которую Чувак оказался вовлечен через откровения дочери так называемого миллионера - это лишь некоторые из моментов фильма, которые сделали его незабываемым для любителей комедий и цитат.

Центральный вокзал

"Центральный вокзал" Вальтера Саллеса - этот тот случай, когда почти документальное начало фильма на центральном вокзале в Рио приводит к неожиданному финалу. Неореализм, соединенный с драмой, в которой женщина средних лет Дора (Фернанда Монтенегру), пишущая письма на вокзале для неумеющих писать бедняков и Жозуэ, 9-летний мальчик, которому грозит бездомное существование (Винисиуш ди Оливейра) проходят вместе по дорогам Бразилии в поисках отца Жозуэ.

Во время их путешествия, которое куда больше похоже на религиозное паломничество Дора, которая кажется забыла про то, что такое эмоции вновь открывает для себя способность чувствовать. "Центральный вокзал" был отмечен на Берлинском кинофестивале, а также получил 2 номинации на премию "Оскар" и стал тем фильмом, который помог бразильскому кино вновь завоевать зрительскую любовь и обеспечить успех "Городу Бога" (2002).

Развод по-ирански

Как во многих фильмах Ким Лонжинотто и в "Разводе по-ирански" действующие лица женщины, которые проявляют силу и вдохновляют перед лицом трудностей. Документальный фильм показывает хронику событий в суде Тегерана, где мужья и с женами пытаются получить развод. Сильные женские характеры определенно разрушают западный стереотип о слабых и боязливых иранских женах. Зиба, молодая женщина 16 лет требует развод, потому что ее 38-летний муж солгал на счет своего возраста. Джамиле хочет, чтобы ее муженек, который вечно демонстрирует свой плохой характер получил урок, пройдя через судебный процесс.

Для того, чтобы снять этот фильм Ким Лонжинотто и Зибе Мир-Хоссейни потребовалось 2 года прежде, чем они нашли спонсора для своего проекта. Также им пришлось заручиться поддержкой высших лиц из посольства в том, чтобы убедить представителей судопроизводства в своих подлинных мотивах съемок фильма, и что они не имеют ничего общего с журналистским расследованием.

Вечность и один день

Хотя это и не первый фильм, который приходит на ум, когда мы думаем о фильмах Тео Ангелопулоса, но определенно самый провоцирующий к размышлениям шедевр режиссера. Это третий фильм из так называемой "трилогии границ". Фильм, который рассказывает о государстве и его отсутствии, морали, о юности и старости. Бруно Ганц в роли стареющего поэта, у которого обнаружили неизлечимую болезнь спасает албанского мальчика, и они становятся друзьями.

Вместе они путешествуют к греко-албанской границе, потому что мальчик хочет вернуться домой, в свою страну. С типичным для Ангелопулоса мерным развитием сюжета и восхищением красотой пейзажей природы мы погружаемся в артхаус высочайшего калибра.

В 1998 году Каннский фестиваль видел такие фильмы, как "Торжество", "Идиоты", "Бархатная золотая жила" и "Страх и ненависть в Лас Вегасе", но "Вечность и один день" заслуженно получил Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

Шанхайские цветы

Есть ли более завораживающая сцена, открывающая фильм, чем самобытная, почти неподвижная камера Хоу Сяосяня, показывающая обстановку в доме "цветов" в начале фильма "Шанхайские цветы"? Каждый кадр идеально выверен, он словно фотография. Неспешно ее движение и на протяжении всего фильма. Это движение словно гипнотизирует, что вы уже не может оторвать глаз ни от обстановки "дома цветов", ни от самих "цветов".

Раньше в Китае так назывались своего рода клубы, куда мужчины приходили отдохнуть после забот из внешнего мира. В фильме нет ни одной откровенной сцены, ни обнаженных тел. Девушки - "цветы" скрыты под богатым убранством бесформенных нарядов. В фильме представлено несколько связей между "цветками" и богатыми клиентами "клуба". Спектр эмоций начинается с нежности, переходит в ревность и заканчивается скандалом.

Утонченный стиль Хоу Сяосяня получил широкое признание благодаря фильму "Убийца"(2015). Ранние фильмы этого режиссера, к сожалению, не так легко найти на западе, хотя "Шанхайские цветы" был назвал третьим лучшим фильмом десятилетия.

Вне поля зрения

Фильмы Стивена Содерберга, режиссера "Голодных игр", "Эрин Брокович", "11 друзей Оушена" и других прежде всего отличает то, как он мастерски использует типичные жанры кинематографа и создает из них тонкую грань между мейнстримом и артхаусом. "Вне поля зрения" это как раз такой фильм. Он рассказывает историю о парне Джеке Фоули (Джордж Клуни, он играет грабителя банков), который встречает девушку (федерального маршала Карен Сиско, Дженнифер Лопес). Так получается, что Карен становится невольной свидетельницей побега Джека. Хотя они и договариваются о том, что Карен не выдаст Джека, но девушка продолжает преследовать грабителя, и это  становится одной из самых знаменитых игр в кошки-мышки, заканчивающейся сценой соблазнения со времен "А сейчас не смотри" Николаса Роуга.

Интеллектуальный, в высшей степени эротичный фильм "Вне поля зрения" выдержал 20 лет куда лучше, чем другие криминальные драмы 90-х. С тех пор режиссер возвращался к теме ограблений еще несколько раз, но этот фильм предлагает зрителю нечто большее: романтическую стилистику Содерберга.

Академия Рашмор

Фильм, который до сих пор считается одним из лучших, если не лучшим в карьере Уэса Андерсона. Это его вторая работа после "Бутылочной ракеты". После них будут и такие шедевры, как "Королевство полной луны", "Семейка Тенненбаум", "Отель "Гранд Будапешт". В "Академии Рашмор" рассказывается история студента частной школы Макса Фишера (Джейсон Шварцман), который превосходен во всех внеклассных занятиях, но его успеваемость по академическим дисциплинам стремительно падает. Директор школы говорит, что ему нужно срочно исправлять ситуацию, иначе он будет отчислен. Но Максу трудно направить усилия на учебу, ведь он влюбляется в учительницу Розмари (Оливия Уиллиямс), а друг, женатый промышленник средних лет, Герман Блюм (Билл Мюррей) выступает в роли соперника.

Фильм-прорыв для Андерсона наполнен эксцентричными характерами и причудливым дизайном. В качестве бонуса к фильму можно считать тот факт, что с него начинается новая жизнь Билла Мюррея в качестве актера независимого кино.

Тонкая красная линия

Номинированный на 7 наград "Оскара", включая категории "Лучший фильм" и "Лучший режиссер" для Терренса Малика, "Тонкая красная линия" возможно была несколько затенена работой Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана", которая вышла в том же году. Но "Тонкая красная линия" Малика остается интригующим фильмом о войне в своем собственном стиле. Он основан на автобиографической книге Джеймса Джонса, выпущенной в 1962 году. Сценарист и режиссер Малик и в этом фильме применяет ставшую уже хорошо известной импрессионистскую манеру при создании своих картин. Это не смотря на то, что актерский состав (Ник Нолти, Джим Кэвизел и Шон Пенн) подходит к интерпретации своих ролей на уровне сверхреализма.

В результате мы получаем типичный фильм Малика. Он основан на размышлении, визуально извилистый трактат об экстремумах человеческого поведения. Но ему не чуждо и исследование настоящих ужасов войны, которые показаны с неподдельной брутальностью.

Шоу Трумана

"Шоу Трумана" Питера Уира вышел в свет, когда идея показа частной жизни людей набирала обороты. Главный герой, Джим Керри в роли Трумана, человека, который оказался звездой реалити шоу в течение всей своей жизни, 24 часа в сутки, но ему об этом неизвестно. Он живет в студии, где его окружают актеры, которые играют его жену, друзей, соседей, но постепенно Труман начинает понимать, что все вокруг него это ложь, хотя и красивая ложь, срежиссированная Эдом Харрисом, который играет подобного богу создателя этой реальности Криштофа.

Джим Керри проводит параллели между Труманом и своей собственной жизнью в пузыре для знаменитости. Что касается нас с вами, то наши границы четко определены СМИ. Подобно Труману наша жизнь уже прописана и в ней нет больше ничего.

Старое, но незабытое кино порадует вас в 2018 году. Настоящие шедевры мирового кино живут десятилетиями. Они всегда новы и их можно пересматривать несколько раз.