Есть такой пласт инди-игр, которые разрабатываются чуть ли не десятилетиями лишь небольшой командой разработчиков, а иногда даже и вовсе одним человеком. В такие проекты вкладывается душа, ведь каждый диалог, пиксель или анимация сделаны с безграничной любовью. Сюда можно смел отнести Papers Please, Disco Elysium, The Stanley Parable и другие. Это единичные шедевры, которые обычно не имеют, да и не нуждаются в каких-то продолжениях.

И вот в 2022 году вышла еще одна жемчужина, разработку которой вели всего два немца на протяжении восьми лет - SIGNALIS.

Гнетущий (не) хоррор

Прежде чем рассказывать о самой игре, стоит упомянуть, чем вдохновлялись разработчики. А список здесь действительно интересный – классические первые части Resident Evil, произведение «Король в желтом» от Роберта Чамберса и даже миры Лавкрафта. Это все невероятный пласт информации. Стоит прибавить, что многие элементы взяты от картин Стэнли Кубрика, Ридли Скотта и Дэвида Линча.

Но больше всего SIGNALIS  можно ассоциировать с «Евангелионом» от Хидэаки Анно. И дело не только в визуальном оформлении и символизме. Игра, как и этот монументальный аниме сериал, прячет в себе множество слоев и личных трагедий, которые открываются не сразу.

И забежим наперед, у авторов получилось действительно глубокое и многогранное произведение. Но в первую очередь вас встретит пиксельная обертка камерного хоррора.

Девушка Эльстер просыпается на неком космическом корабле. «Пенроуз-512» -  исследовательский челнок, цель которого в открытии новых миров. Выясняется, что главная героиня – это Реплика, высокоразвитый биоандроид, что-то схожее с репликантами из франшизы «Бегущий по лезвию». Эльстер обнаруживает, что второй единственный на корабле человек – девушка-пилот куда-то пропала. Более того, «Пенроуз-512» и вовсе не летит, а потерпел крушение где-то на заснеженной планете. Давно ли?

Реплика покидает корабль и после непродолжительной прогулки по поверхности,через странную воронку в земле попадет в комплекс S-23 Sierpinski. Здесь и начинается путешествие в глубины ада.

От классики Resident Evil нас ждут небольшие локации, статическая камера сверху и фирменный ограниченный инвентарь. Брать с собой можно всего шесть предметов. Причем продиктовано это местным тоталитарным строем – у граждан должно быть минимум собственности. И если в начале это не проблема, то ближе к середине число квестовых предметов, оружия и патронов заставит вас как никогда ценить эти шесть «карманов».

Воспользовались разработчики и идеей с точками сохранения – в безопасных комнатах можно зафиксировать свой прогресс, а также сложить ненужный инвентарь в бездонный ящик.

База «Серпински» оказалась горнодобывающим производственным комплексом, который населяли как люди, так и реплики. Вот только здесь произошел «инцидент». По коридорам бродят крайне агрессивные и обезображенные остатки реплик – от них вам и придется отстреливаться на протяжении всей игры.

Комплекс, как и корабль «Пенроуз-512», выполнены в антураже «Ностромо» из вселенной «Чужих». Темные коридоры, слабая подсветка, фирменные двери с различными предупреждающими и информативными знаками. Все это создает потрясающую атмосферу одного из самых знаменитых хоррор фильмов. 

Да, SIGNALIS нельзя назвать чистокровным хоррором – он пугает разве что первые пару встреч с зараженными репликами. Но создатели и не ставили целью вас просто напугать. Окружение, в том числе различные записки, которые вы находите, играют важнейшую роль. Ведь именно по ним вам придется складывать цельную картину произошедшего.

Периодически геймплей разбавляется небольшими вставками с видом от первого лица, где нужно пройтись, нажать на кнопки или что-то осмотреть. Эти моменты выглядят свежо, не ломая общее восприятие, хотя низкополигональные пиксельные модели все-таки местами «режут взгляд».

Стоит похвалить разработчиков за головоломки – это чуть ли не треть всего, чем придется заниматься. Они достаточно оригинальные и нередко требуют не только пошевелить извилинами, но и покопаться в собранных материалах. «Ключи» иногда раскиданы в самых неожиданных местах.

Где-то от вас потребуют правильно перераспределить напряжение – ничего сверхсложного. В другом случае – расставить правильно фазы лун, которые окружают планету. Вот только для этого придется не только изучить, чем характерна каждая из лун, но и соотнести это с найденными картами таро и запиской о чьих-то кошмарах. Решение превращается в небольшую детективную историю, местами и очень личную.

Отдельный класс задач здесь связан с радио – у Эльстер есть встроенный приемник, а на разных частотах можно найти немало секретов. То странный сигнал поймаете, то чей-то жалостливый голос, который то ли предупреждает, то ли просит о помощи…

Все это в сумме отлично справляется с первой задачей – завлечь игрока геймплеем и интригующей историей. Но чем дальше, тем больше игра открывается с новой стороны, показывая безумные глубины отчаяния и безысходности.

Сон внутри сна

SIGNALIS – эта та игра, где 95 % всего времени вы не будете понимать практически ничего. Все начинается как типичный хоррор в духе Dead Space – темный комплекс, неизвестные опасные твари, редко встречающиеся выжившие. Вот только наравне с этим игра постоянно подкидывает вам крошки – подсказки истинной природы всего этого действа.

Разработчики грамотно играются с восприятием, намеренно делая некоторых персонажей похожими. Дополнительно львиная доля важнейшей информации раскидана как раз по всяческим документам – парочку из них с легкостью можно пропустить. Да и сеттинг здесь не такой простой, как может показаться.

Гуляя по множеству темных комнат вы начинаете открывать истинную природу SIGNALIS. Оказывается, что реплики создаются по технологии, которую люди сами не до конца понимают (привет «Евангелион»). И у каждой из них есть свои дефекты. Комплекс постепенно начинает изменяться, а в голове то и дело всплывают воспоминая, которых у Эльстер быть не должно. Что из этого реально? Какова цель миссии и где вы на самом деле? Поиск ответов- это то, чем действительно покоряет игра.

«Своя собственная смерть — вот единственная полная свобода»

Отдельной похвалы заслуживает то, как в SIGNALIS использовали прием цикличности. Игра фактически трижды вернет вас в схожие локации – чувство дежавю не раз появится у игроков. Однако на этом не просто завязана вся история, но и даже несколько концовок.

Самое удивительное, в этой гнетущей, сюрреалистичной обертке камерного хоррора разработчики смогли рассказать личную историю. Сквозь призму которой поднимаются вопросы самоидентификации, свободы выбора, души, влияния государства и общества. Так же, как и в «Евангелионе», огромные меха-роботы это всего лишь фон. Но стоит только вглядеться глубже, и вы увидите личностей, у каждой из которых свои проблемы, мечты и желания.

И таких параллелей можно провести очень много. Игра пропитана сюрреализмом и символизмом, но покопавшись внутри, вы обязательно найдете логичное объяснение всему. Или почти всему, ведь создатели специально оставили простор для размышлений. Недаром, они описали SIGNALIS как «сон внутри сна».

Не зря приводится сравнение с «Евангелионом». SIGNALIS – это та игра, которая скрывает в себе больше, чем может показаться. Ее, как и сериал, нужно попробовать минимум дважды. После первого прохождения вы обязательно отправитесь на тематические форумы и YouTube, чтобы ответить на вопрос «что это черт побери было?». И вот потом стоит опробовать SIGNALIS второй раз, ведь все, на что вы раньше не обращали внимания и не понимали, начнет обретать смысл. Мозаика сложится в картину, которая тронет вас до самой глубины души.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней