Пройдет еще 13 лет, пока на телеэкране не появятся девочки-волшебницы, какими мы их знаем в виде сериала Mahоtsukai Sally. Причем это был не просто первый сериал о волшебницах, но первый показанный сёдзе как таковой. Он был адаптирован из одноименной манги, публикация которой началась только в июле того же года. По сюжету из другого мира в наш пребывает молодая девочка волшебница, чтобы защищать его. Несмотря на то, что это по сути был дебют жанра, еще раньше в 1962 выходила манга Himitsu no Akko-chan, также посвящённая подобной теме, однако ее адаптация увидела свет позже чем Mahоtsukai Sally в 1969 году. В этом сериале Акко получает магические силы, разного рода артефакты и способность трансформироваться в волшебную форму.

В последующее десятилетие жанр волшебниц по-настоящему утвердился. До сих пор здесь часто звучала фраза «махо-седзе», однако по-настоящему она вошла в лексикон только в 1980-х годах с выходом Mahou Shoujo Lalabel. За десять лет до этого Toei выпустили несколько сериалов на подобную тему, где в названии фигурировало слово «majjoko», что можно перевести как девушка-волшебница. Однако в то же время начались первые эксперименты и на передний план выходили более экспериментальные работы, например, аниме 1973 года Cutey Honey, основанное на одноименной сёнэн манге.

С участием более взрослой главной героини, сериал содержал фансервис, а также более жестокие сцены и мрачные темы, чем когда-либо до этого в произведениях подобного жанра. На самом деле можно сказать, что именно Cutey Honey принесла в аниме обилие эротичных кадров. И естественно авторство принадлежит Го Нагаи – отцу японского фансервиса. Что интересно, в какой-то мере Cutey Honey балансировала сразу на двух стульях, так как в равной степени была сёдзе, так и научной фантастикой, ибо происхождение сил главной героини имело технический характер.

Кроме того, в то время когда первоначальной целевой аудиторией жанра всегда были молодые девушки, парни и мужчины начали формировать базу фанатов как новых, так и типичных шоу о волшебницах. Фактически, аниме Fairy Princess Minky Momo 1982 года отмечено как одно из первых шоу о девушках-волшебницах, у которого имелся фан-клуб, состоящий из взрослых мужчин.

С тех самых пор данная тенденция сохраняется, и продукция Toei Animation зачастую нацелена либо на девочек в возрасте от 9 до 12 лет, либо на мужчин от 19 до 30. Что одновременно странно и привычно в контексте Японии. Этот сдвиг в демографии произошел не только из-за провокационных сексуальных изображений, которые были показаны в некоторых из этих сериалов, но также и из-за того, что этот новый жанр предоставил аудитории нечто уникальное, чего она раньше не видела.

В последующем сериалы начали развиваться и целиться в куда более разнообразную аудиторию. В 90-е и нулевые можно сказать, настал один из самых больших бумов таких сериалов, и главным, создавшим как можно больше шумихи, конечно же, был Sailor Moon. Что во время своего выхода, что сегодня аниме имеет огромную базу верных фанатов, и будоражит их воображение. Популярность Sailor Moon как самого известного аниме о девочках-волшебницах обусловлена многими факторами и один из них – схожесть с жанром токусацу. Тогда на японском телевидении случился бум подобных шоу как Super Sentai, рассказывающий о могучих рейнджерах.

По сюжету Sailor Moon школьница Усаги узнала, что она является воительницей Сейлор Мун и вместе со своими подругами, также воительницами Сейлор, должна защитить Землю от космических угроз. Сериал 1992 года был хитом в Японии, но также стал международной сенсацией, получив всемирную популярность в отличие от любого другого продукта, ориентированного на девочек.

Еще одним ключевым успехом сериала были его персонажи. Зачастую героини подобных шоу всегда представлялись зрителям как «идеалы», на которых нужно равняться. Но между ними и аудиторией был разрыв: волшебницы казались слишком идеальными и не похожими на настоящих людей. Однако «Сейлор Мун» представил обновленный состав героинь, которые выглядели как «нормальные» люди с недостатками. Сериал как бы говорил, что можно быть неуклюжим, вспыльчивым и все же добиваться своих целей. Этот шаг в сторону от «идеальной формы» позволил зрителям более осмысленно подключиться к сериалу, поскольку они могли видеть себя как в неуклюжей Усаги, так и в идеальной Сэйлор Мун. Связи между главной героиней и ее подругами очень естественные, поскольку в сериале они изображаются как обычные подростки, которые ходят по магазинам, влюбляются и ссорятся.

Вслед за «Сэйлор Мун» другие культовые и влиятельные сериалы, такие как Cardcaptor Sakura, Magic Knight Rayearth и Revolutionary Girl Utena полностью очаровали публику. К 2000-м годам девочки волшебницы стали культурным феноменом, но этот жанр только начинал проявлять свои возможности. С одной стороны, некоторые сериалы продолжали опираться на традиционную стилизацию и эстетику, но при этом добавляли свои собственные уникальные черты.

Например, Pretty Cure решил ориентироваться на концепцию сёненов и сконцентрироваться на сражениях. С другой стороны в нулевых появился отдельный поджанр темных девочек-волшебниц, который концентрировался на обратной стороне магии, где главным героиням приходилось расплачиваться за то, что они обладали магическими силами. Это больше проклятие, чем дар, за который придется расплатиться в лучшем случае сломанной психикой, а в худшем – жизнью. Если вы хоть немного смотрели подобные аниме, вы прекрасно понимаете, что все это плавная подводка к Puella Magi Madoka Magica. Первые три эпизода сериала выглядят как типичное шоу о волшебницах, прежде чем история постепенно превращается в свою «скрытую» мрачную и жестокую историю, при этом сохраняя милую эстетику.

С годами аниме о темных волшебницах становилось все более популярным и смелым, поскольку они смешивались с другими жанрами, как например Magical Girl Raising Project. Но с таким количеством шоу, которые пытаются подражать Мадоке, жанр стал перенасыщенным. Я бы отметил, что после появление Мадоки он частично ушел в стагнацию, не предлагая ничего нового. Хотя также понятно, что жанр развивается и будет развиваться с годами, остается вопрос - в чем его привлекательность?

Хотя целевой аудиторией этих сериалов часто являются молодые девушки, как мы видели на протяжении всей его истории, каждый может стать частью фан-базы. Тем не менее, с такой разносторонней аудиторией, можно резюмировать причину его популярности одним словом - эскапизм. Миры этих сериалов – это среда, в которой зрители могут сбежать в историю, где чаще всего добро побеждает зло, а смерти не существует. Это поездка по позитивному опыту просмотра, где все всегда кончится хорошо. Если мы конечно не говорим про Puella Magi Madoka Magica…

В течение последних 60 лет он продолжал изобретать себя, создавая поистине знаковых персонажей. Возможно, в будущем мы увидим новые интересные шоу, однако темы дружбы и защиты слабых, вероятно, останутся в нем вечными.