Сколько игр в вашей библиотеке Steam или другого лаунчера? Даже относительно не заядлые геймеры накопили там достаточно много. Уже сейчас у некоторых можно выделить четкую тенденцию – игроки покупают какие-то проекты, но при этом даже никогда не запускают их. Как итог в библиотеки накапливается целый список непройденного – современные мертвые души? Почему так происходит и есть ли этому какое-то объяснение – попробуем разобраться.

Синдром упущенной выгоды 

Спонтанные покупки могут происходить не только по воле настроения. Разработчики и издатели делают все необходимое, чтобы вы потратили свои кровные денюжки на очередную игру. Распродажи – яркий тому пример. Конечно, сейчас они не столь спонтанные, как это было лет десять назад. Многие помнят моментальные скидки, когда какую-то игру неожиданно можно было приобрести буквально за пару рублей.

Нынешние распродажи более сдержанные, но даже там всегда можно найти что-то интересное со скидкой вплоть до  90 %. И вот здесь у многих срабатывает синдром упущенной выгоды.

Синдром упущенной выгоды – это страх упустить какую-то выгодную возможность, в том числе для получения прибыли, или просто боязнь остаться вне интересных событий.

Первые примеры были зафиксированы еще в 17 веке, когда приключилась так называемая «тюльпаномания». Буквально за один год на луковицы тюльпанов в Нидерландах образовался аномальный спрос. Если раньше ими торговали лишь в узких кругах, то после подключения непрофессиональных спекулянтов торговля вышла на массовый уровень. Цены начали расти как снежный шар. В попытках заполучить прибыль скупать луковицы практически всех сортов начали все граждане. Даже те, кто не имел никакого представления о тюльпанах и этой сфере в принципе.

С тех времен принципиально ничего не поменялось – только вместо тюльпанов теперь могут быть даже неосязаемые вещи.

Человек чувствует постоянный дискомфорт, если понимает, что он находится вне этих событий, то есть в нашем случае – не принимает никакого участия в распродаже. Этому нередко способствует интернет и общение с друзьями, которые активно делятся своими покупками. Чувство тревожности только нарастает, как будто вы упускаете что-то важное и неповторимое. Выливается все это в одну или несколько покупок тех игр, которые при обычных обстоятельствах вы бы никогда и не купили. Оправданием служит и скидка, которой как многие говорят, может и не быть потом.

Проблема синдрома упущенной выгоды изучается учеными уже больше столетия. Эксперты из Израиля, Польши, Великобритании, Индии, Китая, США и России приложили руку к исследованию этой проблемы и написанию множества научных трудов. Причем симптомы этого синдрома фиксируют у людей в возрасте от 14 до 47 лет.

Причинами синдрома упущенной выгоды могут быть разные факторы. Немецкие ученые делают выводы, что к этому склонны люди с выраженным нейротизмом — эмоционально нестабильные, тревожные и одинокие. Иногда на действия влияет страх стать изгоем.  Другой проблемой является слишком большой выбор – в обилии игр геймеры начинают испытывать еще большую тревожность, не зная чему отдать предпочтение. Результатом становится неконтролируемые покупки в желании «ухватиться за все».

Синдром Плюшкина или паталогическое накопление

Подобный синдром в той или иной мере есть практически у каждого человека. Собирательство марок, значков, коллекционных карточек, моделей авто и тому подобное. Все это было и остается увлечением для тысяч людей. В последнее десятилетие к ним добавились и современные виды коллекционирования.

Например, многим знакомое коллекционирование игр и смежной атрибутики. Геймеры нередко собирают целые стеллажи с коробками от дисков, фигурками и так далее. Кто-то получает удовольствие от самого процесса, другим это помогает удовлетворить потребность в признании, уважении, особенно, от других геймеров «в теме».  Однако такие предметы имеют материальную ценность – их можно потрогать да и перепродать при острой необходимости. А что по поводу виртуальных вещей?

Например, выбивание «ачивок» в играх – это также своеобразное коллекционирование. Они не дают никаких принципиальных преимуществ в играх или материальной выгоды. Однако многие геймеры неумолимо стремятся выбить «платину»  даже во вред своему свободному времени. В данном случае ведущую роль играет принцип соперничества. Наличие редкой ачивки говорит об исключительном усердии игрока и служит своеобразной наградой, сравнимой с медалью для спортсменов. Это символ успеха, достижения, который в данном случае приносит исключительно духовное удовлетворение.

А вот с собирательством игр в библиотеке ради «коллекции» все немного сложнее. Здесь сплетаются воедино сразу несколько стремлений. Люди, склонные к коллекционированию, обычно стараются держать все под контролем, хотят почувствовать себя частью чего-то большего или даже таким способом пытаются закрыть какой-то «внутренний гештальт».  С реальными предметами коллекционирование требует усилий, ведь дело не только в цене.  Некоторые вещи иногда сложно найти из-за ограниченного числа или нераспространенности. С играми такой проблемы нет – можно купить в любой момент и почти без проблем (если не считать токующую ситуацию с платежными системами).

Задел на будущее и эффект Дидро

Одной из причин подобных покупок является желание создать «подушку безопасности». Вспомните, как люди закупали «про запас» при обострении пандемии ковида. Несмотря на то, что по факту дефицита товаров не наблюдалось да и необходимости в таком количестве товаров у многих просто не было, люди все равно опустошали прилавки магазинов. А что, туалетная бумага все равно не пропадет – останется на будущее.

Схожей логикой могут руководствоваться и геймеры. Игры в библиотеке кушать не просят, так что с комфортом могут дожидаться «лучших времен».  Вот только частота обновления библиотеки намного превышает возможности того, что вы можете пройти. Но привычкам уже изменить сложно.

Не стоит забывать про эффект Дидро – когда покупка новой вещи создает так называемую спираль потребления, то есть приводит к покупке других новых вещей. Лучше всего этот эффект проявляется на примере крупных серий вроде Yakuza, Assassin’s Creed, Resident Evil и так далее. Владея одной игрой, геймеры не могут смириться с мыслью, что обладают не всеми частями. Так покупка одной приводит к желанию докупить все остальные. Даже если они уж очень старые и вы определенно не будете в них играть.

Так ли это опасно?

Что делать, если библиотека Steam растет непомерными темпами? Если такое коллекционирование не сказывается отрицательно на вашем финансовом или семейном положении – то почему бы и нет? Как было сказано ранее, коллекционирование действительно приносит чувство удовлетворения и душевного спокойствия. И неважно, какого рода вещи вы собираете. Главное помните, что покупка игр в Steam не является абсолютной и неоспоримой. Проще говоря, в любой момент у вас могут их изъять или вовсе перекрыть доступ  к библиотеке.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней