Не так популярно как кажется

Последние несколько лет стереотип о том, что в Японии массово любят аниме уходит в прошлое благодаря интернету. Многие люди, которые росли на аниме и осуществили свою мечту поехать в страну восходящего солнца, возвращаются и на широкую аудиторию рассказывают о более скучных реалиях японской повседневной жизни.

Понять, почему многие поклонники японской анимации так думают не сложно. Если то, что японцы не ведут себя, как это показано в аниме и не говорят так, как их герои – логично и понятно, то вот, что аниме не мейнстрим в этой стране действительно представить сложнее. Ведь как я уже сказал, контент, который производит Япония в виде аниме и манги просто огромный.

Истина куда проще, ведь если аниме не является мейнстримом у нас, это не значит, что оно популярно на родине. Если верить всем блогам людей, которые смотрят данный вид анимации и мигрировали в Японию, рядовые японцы знают о существовании крупных студий, как например Ghibli или смотрели классику вроде Astroboy, но в целом никто не следит за сезонами аниме или не имеет огромный зрительский опыт.

Хоть билеты на премьерные показы следующего произведения Миядзаки выкупаются в Японии еще за несколько лет до премьеры, само творчество Ghibli аниме как таковым не считается. Об этом говорит сам Миядзаки, многие критики, и в принципе данную мантру любят повторять абсолютно все люди, которые не любят аниме, но смотрят картины данной студии.

Аниме фэндом в Японии до сих пор остается такой же нишевой вещью, как и у нас. В последние годы эта ниша становится все больше, и во многом благодаря крупным аниме фильмам как «Твое Имя», но зачастую до массовости ему далеко. Кроме Акихабары вы найдете не так много аниме заведений в других районах даже в самом Токио.

Не раз я слышал от известных блогеров [того же The Anime Man], что например, мэйд-кафе это ужасные заведения, где ты по-настоящему познаешь кошмары того, как неприятна в реальной жизнь манера речи аниме персонажей.

Рассматривать культуру Японии только через призму аниме, это как смотреть на одну звезду в ночном небе и думать, что это и есть весь космос. А считать, что многие японцы смотрят аниме только по той причине, что оно тут создается, точно также неприемлемо, как утверждать, что все в нашей стране смотрят ужасные русские телесериалы просто потому, что их производят в огромном количестве.

Что смешнее, по заверению знающих людей, влияние того же Disney в Японии очень большое, поэтому безумное количество мерча по «Холодному сердцу» в Японии ровно пропорционально его количеству во всем мире. На самом деле в Японии работы Disney и ее студий даже популярней, чем любое даже культовое аниме.

Японский аниме фэндом странный, а отношение к индустрии неоднозначное

Думаю, я не раскрою тайну, а скорее скажу банальность, что само слово «отаку» в Японии скорее оскорбление. Причем настолько, что обычные японцы до сих пор думают, что отаку – это грязные, страшные, жирные затворники без личной жизни, которые питаются одними снэками и не следят за собой.

По этой причине многие сообщества отаку в Японии ведут себя тихо и являются частью андеграунд культуры, ведь быть отаку считается постыдным. Ну, а если вы иностранец, который приехал в Японию, то найти хотя бы англоговорящих фанатов будет еще сложнее. Скорее всего, если вы познакомитесь с каким-нибудь англоговорящим японцем в условном баре, скорее всего, он захочет говорить с вами о вашей стране, но уж точно не об аниме.

Кроме того, сам по себе японский аниме фэндом странный. Настолько странный по нашим меркам, что на многих аниме конвенциях заниматься косплеем – это очень грубый тон. Есть конвенции, где это уместно, а есть те, где вам даже могут сделать замечание за простой парик, а потом будут обсуждать целый день.

Помимо этого, японский аниме фэндом очень сегментирован. Если в СНГ я могу сказать, что людям нравится огромное количество разных тайтлов, разных жанров, ибо тут не боятся экспериментировать [наоборот богатый зрительский опыт ценится], в Японии многие местные отаку выбирают одно-два шоу [или жанра] и смотрят его. Есть фанаты, например, One Piece, фанаты Gundam и их мало интересуют другие тайтлы кроме данных франшиз. Если верить словам блогера и косплеерши Кахо Шибуи, которая побывала на огромном количестве японских и западных аниме конвенций, это отличие между западными и восточными фанатами значительное. Условный японский отаку мог никогда не смотреть Evangelion или Fullmetal Alchemist и ему все равно.

Помимо этого сама индустрия, что тоже не секрет, является проблемной. У художников низкие зарплаты, да и сама профессия аниматора аниме не считается успешной. Скорее совсем наоборот. Отлично все проблемы индустрии показал Масааки Юасса в своем последнем аниме Eizouken ni wa Te wo Dasu na!

Почему нам кажется, что все наоборот

По какой причине при таком отношении к аниме у японцев у нас складывается мнение, что все наоборот? Ну, несмотря на все вышесказанное, нишевая фанбаза отаку в Японии все еще довольно большая. Точнее, она небольшая по отношению ко всему населению страны, но достаточно весомая, чтобы поддерживать индустрию на плаву. Фигурки, OVA, манга и другой мерч – все это успешно продается в Японии. Ну, а большое сегментирование жанров дает больший демографический охват. Например, индустрия аниме заработала 24, 1 миллиарда в 2019 году.

Кроме того, во многом аниме нацелено и на иностранную аудиторию, и так было еще со времен Осаму Тедзуки. За счет дешевой продажи японских культурных продуктов остальному миру аудитория росла. В Италии, Испании, Южной и Северной Америке, Восточной Европе резко вырос интерес к аниме именно по этой причине. По сути, получается парадокс, что аниме стало популярно у нас по той причине, что оно не популярно на своей родине.

Также так вышло, что на протяжении истории буквально для каждого поколения отаку на западе появлялось одно или несколько аниме, что становились культовыми для детей и подростков, которые вырастали и увлекались культурой аниме в целом. Dragon Ball Z, Evangelion, Pokemon, Большая троица сёненов в лице Naruto, Bleach, One Piece – это тайтлы, которые привили любовь к аниме детям, чье детство проходило в 80-х 90-х и 00-х годах. Думаю, для детей, которым сегодня больше 10 лет, такими тайтлами могут быть My Hero Academia и Demon Slayer. Логично изначально предположить, что там, где их создали, они также любимы.

Подытоживая, думаю, стоит сказать, что нет ничего плохого в том, если вы считали, что аниме пользуется в Японии большей популярностью, чем есть на самом деле. В конце концов, я уверен, многие японцы думают, что вещи, которые пришли к ним с запада и стали популярны – очень востребованы на родине. Хотя это и не так.