Идейно этот материал расширяет недавний список мангак, которые умерли, так и не завершив свою работу. Можете оценить его, если не видели.

Dreaming Machine

Это был бы пятый фильм Кона, который идейно продолжал его последнюю работу Paprika, вращающуюся вокруг сновидений. Однако в Dreaming Machine главными героями выступали роботы. Главная героиня Ририсио – старый робот, внешне напоминающий Паприку. Более того, там, где Кон сделал себе имя, создавая анимационные драмы для взрослых, такие как Perfect Blue, Dreaming Machine задумывался как детское приключение.

В переводе письма, которое является заключительными словами Кона для публики, режиссер говорит о своем сожалении по поводу того, как была реализована концепция фильма:

«Меня беспокоит не только сам фильм, а и персонал, с которым мне удалось поработать над ним. В конце концов, есть большая вероятность, что раскадровки, созданные нашей кровью, потом и слезами, никогда не станут достоянием публики».

Режиссер подчеркивает, что даже несмотря на то, что оставляет работу на других, он вполне доволен своей карьерой, ибо за 10 лет смог снять фильмы так, как он хотел и получил положительные отзывы о своей работе.

Также Кон добавил, что рассказал своим помощникам все что мог, чтобы они смогли завершить фильм без него. Однако как позже сказал Мураяма, этого все равно мало, так как они привыкли, что Кон всегда контролирует буквально каждый кадр. Теперь же они должны были работать без этого надзора.

Йошими Итацу был назначен новым режиссером в 2011 году, но в следующем было объявлено, что создание было остановлено. С тех пор Маруяма пояснил, что фильм был снят с производства Madhouse из-за отсутствия финансирования и того факта, что они не смогли найти никого, кто соответствовал бы визуальному стилю Кона. Маруяма покинул Madhouse, чтобы основать MAPPA, которая сегодня переживает ренессанс и является создательницей таких громких адаптаций как Attack on Titan: Final Season, Jujutsu Kaisen, Dororo, Dorohedoro и грядущей Chainsaw Man.

 Казалось бы, что нет более идеального места для создания столь сложной адаптации, однако уже через некоторое время Мураяма покинул MAPPA. Во время разговоров с прессой он рассказал, что студия планировала реализовать проект, но в итоге не совладала в то время с объемами фильма. После того как он ушел из MAPPA, Мураяма основал Studio M2, но на тот момент уже перестал думать об Dreaming Machine, обосновав это тем, что снимать данный фильм без его главной звезды все же является невозможным.

Винить Мураяму нельзя, ибо завершить подобный проект после смерти того, кто его придумал чрезвычайно сложно - не вдаваясь в споры об авторстве, анимация добавляет дополнительные проблемы с тем, что автор видит свою работу как никто другой и является незаменимым. Наверно, стоит признать, что этой работе придется остаться незавершенной.

OPUS

На самом деле это не единственная работа Кона, которая осталась незавершенной. Его манга написанная в соавторстве с Мамору Оси «Seraphim - 266613336 Wings», также осталась без финала. Точно так же его серия манги OPUS, выходящая с 1995 по 1996 год, не была закончена должным образом из-за того, что Кон начал работу над Perfect Blue.

Причем OPUS это очень уникальная работа, чья концовка ломает четвертую стену, как и все другие фильмы Кона. Она рассказывает о художнике манги, который хочет убить своего главного героя ради неожиданной концовки. Вскоре он попадает в мир своего творения и встречается с этим персонажем, который совершенно не хочет умирать. Однако история буквально обрывается на самом важном моменте, оставляя читателя в недоумении.

В 2010 году манга была переиздана Tokuma Shoten вместе с дополненной концовкой. Ее взяли непосредственно из рукописей и зарисовок, обнаруженных позже. Хотя это ненамного помогает смягчить внезапность первоначальной концовки, в ней есть забавный момент, когда в истории появляется сам Кон, который разговаривает с начальником и объясняет, почему не может закончить мангу, вспоминая, что это будет уже второй случай после «Серофима». Кроме того, что это просто необычно, также добавило еще один слой в произведение о конфликте автора и творения.

Но даже так все еще есть надежда, что манга получит новую жизнь с подачи Мураямы, так как он не раз упоминал о своем желании поработать над аниме-адаптацией в Studio M2. При этом еще не было никаких официальных заявлений, что адаптация находится в работе, хотя композитор Сусуму Хирасава, работавший над Millennium Actress, Paprika и Paranoia Agent, говорил, что написал для него заглавную тему.

В какой-то мере OPUS это произведение, показывающее закулисье создания манги, и почему некоторые истории так и остаются незавершенными. Но если мы говорим об этом в контексте того, что большая часть истории уже готова и есть те, кто готов эту историю адаптировать, возможно, как бы иронично это ни было, OPUS это тот случай, когда нечто незавершенное имеет возможность получить окончание.

В конце концов, манга рассказывает, как автор теряет контроль над своим произведением, так что есть смысл случиться этому в настоящем, а не только на ее страницах. Возможно, Маруяма на правильном пути, желая вместо Dreaming Machine поработать над адаптацией этой манги. Даже если бы картина была завершена, трудно сказать, действительно ли это был бы «фильм Сатоси Кона».