Бросая вызов трудностям

Как уже было сказано, создание пластилинового мультфильма связано с рядом вызовов. Зачастую модели персонажей состоят из каркаса, поверх которого выстраивается пластилиновая модель. Во время съемок ей меняют позы, пока оператор запечатлеет их на пленке. И так кадр за кадром. Из-за свойств материала пластилин может погнуться, сломаться, кукла из-за проблем с каркасом – не держать равновесие и падать, а отваливающиеся куски тела – это классика.

То и дело авторам приходится прибегать к разным техникам, дабы облегчить процесс. Начиная от так называемой перекладки, когда мультфильм снимают при помощи нескольких слоев стекол, на которых выкладывают пластилин, а потом совмещают для создания единой картинки, до комбинации этого процесса с объемной съемкой или использования иных хитростей, как сделать весь фон, например, из глины имитирующий пластилин.

Сегодня у авторов есть постпродакшн, на котором можно все поправить, а ранее, оставалось надеяться на невнимательность зрителя, а если проблемы было не скрыть — переделывать. Ранних мультипликаторов, работавших с пластилиновой анимацией по праву можно назвать людьми со стальными нервами.

И как по мне очень иронично, что при таком сложном подходе сам пластилин был создан как альтернатива более трудному процессу творчества.

Ранее время

Мы с уверенностью можем утверждать, что не говорили бы сегодня о мультфильмах из пластилина, если бы его не создал в 1897 году Уильям Харбутт. Он специализировался на лепке из глины и вместе с женой обучал этому других. Харбутт долго искал альтернативу глине, так как она была несовершенна, быстро засыхала и прилипала к рукам. Ему пришло в голову экспериментировать с разными пластичными смесями, пока он не добился хорошего результата с той, которая сегодня известна нам как пластилин. В 1899 году он получил патент на него и начал массовое производство. Также путешествуя по всему свету, он популяризировал его во многих странах.

Пластилин буквально сразу стал использоваться в кинематографе и самый ранний пример фильм «Кошмар скульптора» 1908 года, в котором критиковалась власть США.

По его сюжету несколько джентльменов просят скульптора вылепить следующего президента США, но тот так напивается в процессе, что за дебоширство его бросают в тюрьму. Там ему снится кошмар, как три бюста следующих кандидатов на пост президента США сами лепят себя, а потом начинают пить и курить. Бюсты как раз и были сделаны из пластилина, а процесс лепки снимался покадрово. Сегодня зрелище довольно странное.

В те же года появились и первые пластилиновые мультфильмы, как «Динозавр и недостающее звено»[1915] и «Да здравствует Бык!» [1926]. Также стоит выделить творчество первой женщины, работавшей с пластилином в этой отрасли – Хелены Смит Дейтон, например, ей принадлежит пластилиновая версия «Ромео и Джульетты»[1917].

В последующем подобных продуктов было немного, так как создатели предпочитали работать с классической традиционной анимацией при помощи карандаша и бумаги. Так продолжалось до 50-тых годов, когда пластилиновая анимация обрела вторую жизнь.

Вторая волна популярности

Наверно, самым влиятельным пластилиновым мультипликатором 50-тых можно назвать Арта Клоки, автора «Гамби». Это был мультсериал, рассказывающий о похождениях куска зеленого пластилина и его приключениях во времени со своим закадычным другом Поки [озвученный самим Артом], где он сражался со своими заклятыми врагами.

«Гамби» был создан для детей и учил моральным ценностям. Большинство персонажей были прямоугольной или кубической формы во имя того, чтобы облегчит и без того тяжкое создание мультфильма, а сам Гамби был зеленого цвета, чтобы быть максимально нейтральным касательно своей расы.

Однако ради приличия скажу, что сегодня шоу выглядит крипово, а главный герой способен внушить не столько доброту, сколько страх в детей. Несмотря на это персонаж популярен и сегодня и вы можете найти его современные итерации и камео в разных шоу, где он выглядит намного привлекательней.

К слову, оригинальный мультфильм долгое время не сходил с экранов телевизоров таких каналов как Nickelodeon и даже еще в начале нулевых годов вы могли найти его повторы по ночам.

Кроме этого из-под крыла студии Clokey Productions вышло интересное шоу «Дейви и Голиаф» про приключения мальчика и собаки, спонсируемое лютеранской церковью. Кроме высокоморальной составляющей часто сюжетной кульминацией, естественно, выступала вера в Бога, способная, по посылу мультфильму, решить все проблемы.

Также стоит выделить такую фигуру как Уилл Винтон, чей пластилиновый мультфильм «Закрыто по понедельникам», получил в 1974 году Оскар.

Большой прорыв 80-тых

Однако пластилиновая анимация оставалась неким арт-хаусом от мира анимации и немногие использовали ее. Популярность пришла к ней только в промежуток 80-90-тых годов.

Тогда она пробралась на ТВ и если говорить о взрослых проектах, то это были «Звездные бои насмерть», где разные представители шоу-бизнеса и политики Америки били друг-другу морды. А если вспомнить детский контент сразу приходят на ум такие короткометражные мультсериалы как «Прометей и Боб» от Nickelodeon, который входил в состав программного блока «KaBlam!», где пришелец учил неандертальца инновациям.

Тогда же популярность пластилиновой анимации дошла и на другой конец света – в Советский Союз.

Как и в США, в СССР кукольная анимация была более предпочтительной, что можно заметить по количествам работ, в которых были куклы. Однако обусловлено это было скорее не столько нежеланием советских аниматоров экспериментировать [его то было хоть отбавляй], а дефицитом — лепить мультфильмы приходилось из некачественного пластилина без возможности найти альтернативу. Аниматорам приходилось выделывать отдельные танцы с бубном, чтобы хоть как-то работать и создавать хороший продукт.

Одним из первых пластилиновых произведений в СССР был не совсем мультик, а заставка к передаче «Спокойной ночи малыши» 1981 года.

Из известных советских пластилиновых мультфильмов можно вспомнить: «Брэк!», «Тяп-ляп маляры», «Красная шапочка и серый волк», а также «Пластилиновая ворона». Про дворника из этого мультфильма советский режиссер Александр Татарский решил сделать отдельную историю, которая после переработки концепции превратилась в самый известный пластилиновый мультик из СССР – «Падал прошлогодний снег».

Как говорит Татарский, вначале власть пыталась заставить сделать его мультфильм о пионерах собирающих металлолом. Ради мультфильма ему пришлось пойти на уступки и снять идеологически верное произведение для партии, и только так он выбил разрешение снять то, что хотел.

Хотя от этого легче не стало и после сдачи мультфильма на проверку, режиссер вспоминал, что его обвиняли в том, что он позорит весь русский народ, ведь его главный герой — идиот.

Большой вклад Aardman Animation

Если возвращаться на запад, там пластилиновая анимация достигла новых высот благодаря студии Aardman Animations и их первому крупному проекту «Уоллес и Громит».

Если вы никогда не беспокоились за их пикник на сырной луне – вы никогда не видели настоящую пластилиновую анимацию.

В 1989 году их первой работой о приключениях пса и его недалекого хозяина стал «Пикник на Луне», аниматором которого выступил Ник Парк. Очаровательный короткометражный фильм с множеством деталей имел мгновенный успех и сделал пластилиновую анимацию серьезным форматом для кино. Затем последовали столь же любимые классические произведения: «Неправильные штаны» [обладатель «Оскара»], «Стрижка под «ноль»» и в 2005 году «Проклятие кролика-оборотня».

Утонченный британский юмор подарил забавным персонажам статус народных любимцев, а в будущем Aardman Animations выпустили свой следующий, и по моему мнению, лучший фильм – «Побег из курятника», переосмысливший военную картину «Великий побег». Благодаря союзу с DreamWorks Animations фильм вышел на новые масштабы проката и его можно назвать современной классикой.

К слову, отдельно у нас история DreamWorks Animations – забегайте и читайте.

К сожалению, последующие полнометражные работы студии, не были такими успешными. Их последние фильмы «Дикие предки» и «Баранчик Шон: Фармагендон» не сыскали большого эмоционального отклика, однако они являются чуть ли не единственным представителями своего вида на сегодняшний день. Сейчас студия зачастую живет за счет выпуска сериала «Баранчик Шон» и сторонних заказов. Однако в 2021 году к выходу готовится сиквел «Побега из курятника», поэтому мы не обойдемся без еще одной крупной работы.

В целом в портфолио студии шесть полнометражных фильмов и шесть сериалов только из пластилина, за что уже можно дать британцам медаль, как ветеранам и хранителям пластилинового искусства.

А будем ли еще лепить?

Сейчас, к сожалению, пластилиновая анимация умирает. Ею занимается очень малое число энтузиастов и те же мультфильмы Aardman Animations стали редкостью, на которые стоит сходить только ради поддержания данного искусства. И если кукольная анимация еще кое-как, но держится, то вот про пластилин сказать трудно. Но даже так у нас есть достаточно уникальных представителей жанра этого необычного способа анимации.