Сюжет данной картины невероятно скромный по меркам Ghibli и довольно приземленный. В нем нет магии или больших существ как в «Навсикае из долины ветров» и «Принцессе Мононоке». Точно также в нем нет мистических миров, с которыми сталкивается главная героиня, как это было во многих других произведениях студии. Легче назвать фильмы Ghibli где вообще не было мистики, и пересчитать их можно по пальцам одной руки. «Шепот сердца» будет одним из них. Хотя ради справедливости стоит сказать, что в аниме есть пара фантастических моментов с котом Бароном, но это лишь часть фантазий героини.

Фильм берет совершенно другим – эмоциональной близостью главных героев, которая настолько прекрасная и трогательна, что их поступки выглядят уместными и реалистичными. Но давайте по порядку. Главная героиня по традиции студии – девочка 14 лет Сидзуку, которая любит читать, а также пытается написать свою собственную книгу. Сюжет сводит ее со сверстником по имени Сэйдзи Амасава, чье имя она часто встречала в формулярах библиотеки, где брала книги. Оказывается, что парень занимается созданием скрипок, а также умеет играть на этом инструменте. Между героями возникают чувства, которые вдохновляют каждого из них развивать свои увлечения.

Кроме внимания к эмоциям в картине много времени уделяется тому, где именно разворачивается эта первая подростковая любовь. «Шепот сердца»- это квинтэссенция самой сущности Ghibli. Фильм воссоздает на экране правдоподобность, которую может только эта студия. Атмосфера в нем такая живая и нам постоянно напоминают, что наши персонажи являются частью реального, дышащего мира, полного бесчисленного множества других людей, живущих своей собственной жизнью.

В картине достаточно много крупных планов, где Сидзуку идет по своему городу. По большей части они не служат какой-либо цели для продвижения сюжета вперед, но необходимы для того, чтобы зрители могли задуматься над предыдущей сценой. Нам как бы дают время побыть с героиней и вместе с ней переосмыслить произошедшее. И это создает просто отличное погружение.

 Старание создавать мир, где на заднем плане постоянно есть какое-то движение, показывающие жизнь вокруг – всегда было редкостью в аниме, но всегда заставляет поверить в происходящее. Внимание к деталям в «Шепоте сердца» по другой традиции Ghibli – отдельная фишка произведения. Так, дом главной героини – небольшое произведение искусства, где постоянно происходят сцены, которые не имеют значения для сюжета, но созданы для правдоподобности обстановки. Все эти вещи, как поезда на заднем плане, отец который закуривает сигарету и сразу же тушит ее — многие режиссеры посчитали бы лишними, но здесь они нужны, ведь помогают создать мир, в который мы не только верим, но и хотим стать его частью.

Для многих людей Ghibli – это только Хаяо Миядзаки, несмотря на то, что в самой студии есть много других талантливых режиссеров, как например второй основатель студии Исао Такахата, об этом нечасто вспоминают. С учетом такого общественного нарратива и несколькими уходами Миядзаки на пенсию, а затем последующими выходами из нее, неудивительно, что люди ищут второго человека, который стал бы его наследником.

Долгое время вторым Миядзаки называли Макото Синкая или же Мамору Хосоду. Сегодня, мне кажется, люди все больше понимают, что несмотря на талант этих двух режиссеров, не стоит использовать к ним данный ярлык. Но если говорить откровенно, такой человек, который действительно рассматривался на пост лица студии после того как ее основатели ушли бы на пенсию, был.

Звали его Йошифуми Кондо, и именно он поставил «Шепот сердца». Долгое время он работал аниматором, режиссёром-анимации, концепт-художником и дизайнером в проектах Ghibli. «Шепот сердца» был его первой амбициозной работой как режиссера, но к сожалению последней, так как он скончался в возрасте 47 лет. Как известно, его смерть стала тяжелым ударом для Миядзаки и Такахаты, и предполагается, что именно после нее Хаяо решил уйти на пенсию в 1998 году.

Сегодня нам уже не узнать, какие бы фильмы снял Кондо в будущем и действительно ли он возглавил Ghibli. Как минимум у нас есть возможность насладиться его наследием в виде отличного полнометражного фильма.

Ну и еще хочется отметить, что «Шепот Сердца» тот самый фильм Ghibli, связанный несколькими странными фактами, которые появились вполне неожиданно. Так, в 2013 году перед выходом последнего крупного фильма студии «Ветер крепчает», один из Японских каналов начал в честь этого транслировать старые фильмы студии. Одним из таких был как раз «Шепот сердца» и тогда его увидело достаточно большое количество новых зрителей.

Однако как потом писали некоторые японские СМИ, в интернете начали появляться форумы, на которых люди жаловались, что хотят покончить жизнь самоубийством после его просмотра. Якобы многие взрослые японские зрители в возрасте 30+ после просмотра романтической истории о двух амбициозных подростках начали ощущать депрессию от того, как сами упустили все самые яркие моменты своей жизни, и у них зародились суицидальные мысли. Так, у аниме появилась дурная слава, что оно якобы толкает на суицид. Звучит это все крайне сомнительно и сама история основана на рассказах неизвестных людей в интернете, о которых потом написали СМИ. По этой причине, думаю, если в сети и появлялись подобные комментарии, вряд ли они выходили дальше ироничных шуток. Хотя все это создало мистическую городскую легенду про данный фильм, а людям всегда нравилась конспирология.

Второй факт куда более реалистичный и интересный. Состоит он в том, что Сидзуку стала прообразом для той самой девочки с канала ChilledСow, известный сегодня как Lofi Girl, который внес значительный вклад в развитие и популяризацию Lo-Fi Hip-hop музыки в интернете. И естественно подарил нам яркую и самую известную аниме девочку, которая никак не может доделать свои уроки. Прообразом для нее стала та самая сцена, где Сидзуку пишет свой роман.