До Ghibli

Такахата родился в 1935 году в городе Удзиямада, префектура Миэ и был самым младшим из семи братьев и сестер. Будучи ребенком, Такахата столкнулся с ужасом войны, пережив разрушение и воздушные налеты США на его родной город. Его опыт войны в детстве позже стал источником вдохновения для «Могилы Светлячков».

Но даже при таком суровом детстве, и мрачности его самой известной картины, работы Такахаты сохраняют беззаботность и даже детскую чарующую наивность, но при этом не далеко уходят от нашей повседневности, что отличает его от самого Миядзаки, который всегда создает сказки.

До создания студии Ghibli, Миядзаки и Такахата работали над несколькими фильмами, включая Horus: Prince of the Sun, сериал Heidi: Girl of the Alps, а также двумя короткометражками Panda! Go, Panda! и Panda! Go, Panda! The Rainy Day Circus в 72-ом и 73-ом году. После, еще сам Такахата был руководителем ТВ сериалов и за его авторством выходили такие аниме как Future Boy Conan и адаптация канадского бестселлера начала двадцатого века Anne of Green Gables.

До того как стать частью Гибли в 1985 году Такахата создал еще два фильма Jarinko Chie (1981) и Gauche The Cellist (1982). Работа, которую он проделал в Jarinko Chie, показывает его любовь к деталям и проработке произведения. В целом все последующие его работы, начиная с Jarinko Chie и заканчивая Only Yesterday, демонстрируют необычный темп повествования в жанре повседневности. Такахата в своих работах до 1985 года уже проявил значительный талант в написании убедительных историй, возможно, повзрослев даже раньше, чем Миядзаки.

Годы работы в Ghibli

Так как мы не раз говорили про «Могилу светлячков», тут в ретроспективе Исао Такахаты мы расскажем про другие его работы, созданные за время работы в Ghibli.

Only Yesterday

После успеха своего первого военного и автобиографического фильма, он начинает работу над своей следующей картиной Only Yesterday. Ностальгический рассказ о 27-летней Таэко, чье путешествие в сельскую местность побуждает ее вспомнить о своем детстве и о том выборе, который она с тех пор сделала.

В этом фильме присутствует непреодолимое чувство реализма, которое напоминает не только о более ранних работах Такахаты, но и отличает его от фантастических пейзажей Миядзаки.

Темп его работы заключается в том, что ощущается, словно конкретной истории в ней нет, как будто мы врываемся в определённый отрезок жизни Таэко и наблюдаем ее глазами происходящее. И если вы спросите, о чем этот фильм, я скорее отвечу, что про девушку, которая отправилась помогать родителям со сбором шафрана и много переосмыслила в жизни.

Pom Poko

В последующем он продолжил рассказывать нелинейную историю, которая прыгает от события к событию, давая зрителям разбираться во всем самим. Следующим его проектом стала картина Pom Poko про енотовидных собак тануке, которые противостоят вырубке леса. В корне это произведение обращается к «Принцессе Мононоке».

Однако его подход сильно отличается тем, что Pom Poko доносит историю закадровым текстом и делает ставку скорее не на серьезность, а нас необычный юмор.

И хоть кажется, что это детское произведение его темп, подача, юмор скорее ориентированы на взрослую аудиторию, чем на детей. Безусловно, такие фильмы Миядзаки как «Принцесса Мононоке» или «Порко Россо» не особо детские, но дело в том, что сам Хаяо называл себя сугубо детским творцом, у которого случались перерывы на фильмы для взрослых.

My Neighbors The Yamadas

«Мои соседи Ямадас» это адаптация манги Хисаичи Исии, которая демонстрирует способности режиссера к эстетической и стилистической адаптации. Такахата сохраняет упрощенные рисунки манги, но при этом делает их качественными.

Несмотря на все это, он сосредоточен на развитии персонажей и их различных повседневных выходок, которые возвращают его работу к знакомой формуле эпизодов жизни и повседневности.

The Tale of Princess Kaguya

Венцом его творения можно назвать фильм The Tale of Princess Kaguya, который является вольной адаптацией древнего японского мифа «Сказка о бамбуковом огороде». Сюжет рассказывает про девушку, которая была найдена внутри светящегося бамбукового побега. Ее родители находят ее, и решают удочерить, и называют принцессой из-за церемониальной одежды, которая на ней была.

Вскоре «Маленький бамбук», как ее прозвали друзья, сталкивается с любовью, взрослением, ожиданиями общества и требованием выяснить ее сверхъестественное происхождение, и все это объединяется в очаровательной анимационной форме.

Практически во всем фильм визуально выделяется среди других картин Ghibli, особенно в стиле, который установил сам Хаяо Миядзаки. Весь фильм выглядит как ожившая традиционная акварельная живопись Японии. Тем самым создается впечатление, что мы смотрим очень старый анимационный фильм, но в хорошем смысле старый. Ведь это имеет смысл в рамках истории и ее корней.

Причем если бы она была нарисована в традиционном для Ghibli стиле, она бы не возымела такого эффекта. Именно поэтому эта адаптация так хороша. Сам Такахата говорил, что произведение всегда диктует стиль, и это в каком-то роде было его кредо. Визуальный стиль Такахаты в свободной форме определяется его стремлением всегда уважать исходный материал и обеспечивать, чтобы форма соответствовала содержанию.

Влияние Исао Такахаты

Хоть его картины не были такими успешными как фильмы Миядзаки, а тем более не таким громкими, наверно главное, что Исао Такахата показал своим творчеством, что взрослые тоже могут наслаждаться фильмами Ghibli. Ведь, несмотря на то, что я уверен, многие из вас очень любят пересматривать, например Тоторо во взрослом возрасте, большинство картин Хаяо были направлены ни на взрослых, а детей, когда же целевая аудитория Такахты всегда была взрослой.

Исао Такахата умер 2018 году от рака легких.