Урок посвящён тому, как правильно перевести цветную фотографию в чёрно-белую. В частности способам усиления резкости, сохранения деталей. Рассмотрены три основных способа, позволяющих всегда получать превосходные снимки в чёрно-белом формате.Перевод фотографии из цветной в чёрно-белую.

О программе Adobe Photoshop.

Adobe Photoshop – один из наиболее популярных пакетов для обработки растровой графики. Несмотря на высокую цену, программой пользуются до 80% профессиональных дизайнеров, фотографов, художников компьютерной графики. Благодаря огромным функциональным возможностям и простоте использования Adobe Photoshop занимает доминирующее положение на рынке графических редакторов.

Богатый инструментарий и простота применения делает программу удобной как для простой коррекции фотографий, так и для создания сложных изображений.

Тема 3. Улучшение фотографий. Урок 9. Три простых способа как правильно и качественно создать чёрно-белую фотографию из цветной.

С появлением цветной фотографии многие предрекали «скорую смерть» чёрно-белому формату. Однако старые фотографии обладают своим шармом и теплотой. И, наигравшись с цветом, многие фотографы переходят назад в «чёрно-белый» мир. Тем самым подчёркивая утончённость и стиль своих творений.

Это справедливо и для «цифрового формата». Adobe Photoshop превосходно умеет работать как с множеством цветов, так и с оттенками одного цвета. Но, как показывает практика, не каждое цветное изображение просто и легко перевести в чёрно-белый формат. Теряются детали, выразительность. О том, что необходимо сделать для впечатляющих результатов и поговорим. Причём не только поговорим, но и сделаем.

Немного теории

Для того, чтобы понимать, как работать с цветом необходимо разобраться что это такое – цвет.

И как он хранится в памяти компьютера.

Рисунок 1: различие между градациями серого и битовым форматом

На уроках «улучшение резкости с помощью каналов» и «выделение по цвету» теоретическая часть описывала методы кодировки цветов и цветовые пространства фотошоп.

Если кратко, то все схемы сводятся к трёхмерной системе координат, где каждая ось обозначает свой цвет либо (как, например, в системе LAB) яркость.

Оси отображаются в каналах фотошоп. Их можно представить в виде монохромных фильтров, через которые просвечивается один цвет. Результирующая картинка получается в результате смешения цветов из нескольких каналов. Представьте себе фонарик с лампой, например, зелёного цвета. Наложите на него лист бумаги, частично закрашенный чёрным, серым и белым. Свет будет проходить через светлые зоны. Причём чем меньше насыщенность чёрного, тем ярче проекция. Аналог такого листка-накладки и есть канал «зелёного». Аналогично - остальные каналы. Накладываясь друг на друга, они дают цветную картинку.

А теперь время поговорить о чёрно-белых изображениях.

Зачем? Дело в том, что Фотошоп понимает «чёрно-белое» - как либо чёрный, либо белый. Без полутонов и оттенков. Это так называемый битовый формат. А привычный нам «чёрно-белый режим» называется «оттенки серого». Дизайнеры шутят, что в этом мире нет чёрного и белого цветов – есть различная насыщенность серого. 

Так в чём разница между битовым цветом и «оттенками серого». Она представлена на иллюстрации. Фотография в оттенках серого – это то, что мы привыкли называть «чёрно-белым» изображением. Каждый пиксель имеет свой цвет. От чёрного к белому. 

В случае битового формата мы имеем большое количество чёрных и белых точек, расположенных с определённой частотой. Наш мозг видит множество мелких точек и, объединяя их, даёт картинку оттенков. (хотя, на самом деле их нет).

При этом с уменьшением размеров точки нам не видно разницы между битовым форматом и оттенком серого. Например, из трёх рисунков шара только верхний имеет серый цвет. Два нижних – битовое изображение в различном масштабе.

Для простоты будем называть чёрно-белым изображением градации серого.

Практическая часть.

На первый взгляд кажется, что изменение цветности изображения - простой процесс. Достаточно в меню «Изображение» выбрать режим «Градации серого». Но вот беда: не всегда результат получается качественным и красивым. Почему? 

уничтожение информации о цвете

Некоторые цвета в проекции на одну ось «насыщенности серого» очень близки. Пример – некоторые оттенки красного и зелёного, жёлтого и голубого.

И при простом переводе они дают одинаковый серый цвет. Пример – на рисунке ниже. Посмотрите на вставку 1 и цветное изображение. Цвет песка и воды идентичен. Хорошо, что между ними есть трава. Если бы таковой не было – границы озера бы «исчезли».

Для получения хорошего фото мало просто перевести в градации серого

Как с этим бороться? Очень просто. Достаточно изменить цветность проблемных зон. Или, говоря терминологией Фотошоп, изменить насыщенность цветовых каналов.

В меню «Изображение» - «Коррекция» есть пункт «Черно-белое». Мы его уже использовали при работе над уроком «увеличиваем резкость чёрно-белым слоем». Данный инструмент позволяет перевести изображение в чёрно-белый формат с учётом содержания информации в каждом из оттенков. И, естественно, изменяя насыщенность цветов.

На рисунке выше приведены результаты простого перевода и использования инструмента «Чёрно-белое».

Инструмент «Чёрно-белое»

 Как это выглядит на практике?

вызов инструмента чёрно-белое

Для перевода изображения в чёрно-белый формат с помощью инструмента «Чёрно-белое»:

  1. Через меню «Изображение» - «Коррекция» - «Чёрно-белое» вызовите инструмент.
  2. Перед вами возникнет палитра инструмента.
  3. Для удобства сразу включите опцию «Просмотр» - поставьте галочку под группой кнопок в правой части палитры.
  4. Перед вами 6 линий основных цветов с ползунками. Изменяя их положение, можно «прибавить» либо «убавить» влияние данного цвета при получении насыщенности серым цветом каждой отдельно точки. 
  5. При желании можно воспользоваться предварительными установками. Для этого достаточно выбрать соответствующий пункт в выпадающем меню «Набор параметров»
  6. После того, как вы получили удовлетворяющий вас результат, нажимайте ОК.

Настройки перевода цветного фото в чёрно-белое

Важное замечание: полученное изображение выглядит как чёрно-белое. Но на самом деле таковым не является. Если Вам необходим полный перевод (с уничтожением цвета) – после инструмента «Чёрно-белое» воспользуйтесь меню «Изображение» - «Режим» - «Градации серого».

Работа с насыщенностью цвета

Второй способ создания чёрно-белого изображения – изменение цветности с помощью регулировки насыщенности и яркости.

Для того, чтобы работать с насыщенностью цветов, необходимо воспользоваться инструментом «Цветовой тон/насыщенность». Для этого

  • В меню «Изображение» - «Коррекция» выберите пункт «Цветовой тон/насыщенность».
  • Включите предварительный просмотр
  • Регулируя ползунки на панелях насыщенности и яркости, добейтесь необходимого результата.
  • Нажмите ОК для завершения 

регулировка насыщенности цвета

Справка по насыщенности: Уровень 0 означает отсутствие цветовой информации. При этом изображение остаётся в «цветном пространстве». Если переместить ползунок до упора вправо, все цвета станут максимально яркими.

Справка по яркости: минимальный уровень (крайне левое положение ползунка) означает чёрный прямоугольник вместо фона. Максимальный – белый.

Важное замечание. Инструменты «чёрно-белое» и «цветовой тон/насыщенность» работают с текущим слоем, либо с выделением. То есть можно обесцветить лишь часть изображения.

Этот принцип лежит в основе изготовления коллажей, где одна часть фото искусственно состарена, а вторая - поражает буйством красок.

Сделаем небольшой пример. Для этого:

  • На слое создайте выделение необходимой Вам формы. Зона выделения может быть сколь угодно сложной. В т.ч. и с растушёвкой. В последнем случае цветное фото будет «перетекать» в обесцвеченный фрагмент.
  • Выберите любой из инструментов и примените его.

Результат показан на рисунке ниже. Согласитесь, весьма привлекательно.

При этом вся фотография остаётся в начальном цветовом пространстве (в котором была загружена в фотошоп).

Рисунок 7: совмещение цветных и черно-белых фрагментов

 

Несколько практических советов по переводу фотографий в чёрно-белый формат и созданию коллажей.

  • Используйте инструмент перевода в градации серого только в конце работы
  • Максимально используйте возможности слоёв, их стилей и методов наложения
  • При создании коллажей с разной цветностью используйте большие зоны растушёвки. Это даст эффект «плавного перетекания»
  • Если вы хотите подчеркнуть, например, лицо на портрете – попробуйте обесцветить фон. Получается очень привлекательный и стильный результат.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней