Начало истории «ласточки» бронетанковых войск

Этот советский средний танк был разработан в 1937–1940 годах в конструкторском бюро завода №183, который сегодня носит название Харьковского завода транспортного машиностроения им. Малышева. В основе первых проектов использовалась концепция быстроходных танков, которая была выдвинута выдающимся американским инженером Джоном Уолтером Кристи. Это был легкий колесно-гусеничный трактор из серии БТ. К сожалению, в самом начале разработка проекта шла очень медленно. В эти годы в стране начались массовые репрессии. Под удар попали многие танкостроители, поэтому работа на Харьковском заводе периодически останавливалась. Осенью 1937 года завод получил тактико-технические требования к разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20). Его боевой вес должен был составить 13–14 т, а в качестве основного орудия планировалось использование пушки калибра 45 мм и брони толщиной 16-25 мм.

Через полгода поступило новое предложение — создать гусеничный танк с более мощным вооружением и увеличенной до 30 мм лобовой броней. Разработка новой боевой машины, которая получила индекс А-32, велась параллельно с БТ-20. В конструкции А-32 использовалась такая же компоновка, как и в БТ-20. Руководителем проекта власти назначили конструктора Михаила Кошкина, который взял в команду своих ближайших помощников. На основе рассказов людей, работавших с Кошкиным, можно сделать вывод о том, что он был человеком действия. Решительный, коммуникабельный, энергичный — он заражал своим энтузиазмом окружающих и был буквально одержим своим проектом. К концу весны 1939 года были выпущены опытные образцы А-32 и БТ-20. Оба танка прошли испытания, но принимать разработку Кошкина на вооружение Совет комиссаров не торопился. Начавшаяся война СССР с Финляндией показала, насколько плохо была оснащена РККА танками с мощной бронезащитой и вооружением. А-32 прошел испытания уже с дополнительной нагрузкой, имитирующей увеличение толщины брони до 45 мм. Боевая машина успешно справилась с поставленными задачами. Уже в декабре 1939 года Совет народных комиссаров присвоил А-32 новое название — Т-34.

Его приняли на вооружение, но с одним важным условием — модель боевой машины требовала доработки и необходимо было провести ее незамедлительно. Руководителю проекта и его помощникам предстояло установить на башню пушки калибра 76 мм, увеличить толщину брони до 45 мм, повысить обзорность и добавить к вооружению пулеметы 7,62 мм. Когда новенькие Т-34 прошли испытания в Кубинке, они совершили пробег от Харькова до столицы СССР и обратно. Во время этого «путешествия» боевые машины преодолели расстояние в 1 500 км. После этого состоялась презентация Т-34 перед руководящей верхушкой страны. По рассказам некоторых очевидцев, Сталин сказал, что новый танк станет ласточкой бронетанковых войск СССР, и его слова оказались пророческими.

История Т-34 была уникальной. Этот танк был принят на вооружение еще до того, как на заводе изготовили первые опытные образцы после модификации А-32. Считается, что это была заслуга главного конструктора. Кошкин мог убедить кого угодно, и здесь он использовал свой талант на полную. С 31 марта 1940 года началось серийное производство Т-34 на заводе №183 и Сталинградском тракторном заводе, который сегодня носит название Волгоградский тракторный завод. Т-34 сделал своего создателя легендарным, но он же послужил косвенной причиной его смерти. Михаил Кошкин помогал вытаскивать танк из ледяной воды во время того самого пробега от Харькова до Москвы. Инженер-конструктор получил сильное переохлаждение, на фоне которого развилось воспаление легких. Ослабленный организм не мог бороться с болезнью. В результате Кошкину удалили часть легкого, но он скончался во время реабилитации. Гениальный советский инженер буквально положил жизнь на алтарь своего детища. Он скончался еще до презентации Т-34 перед Сталиным, но его работу продолжили верные помощники. Впоследствии все трое были награждены Сталинским премиями.

Нет предела совершенству

Когда выпуск Т-34 был только налажен, в процессе эксплуатации постепенно выявлялись недостатки боевых машин. На заводах их своевременно устраняли, но уже в середине войны советские танки начали понемногу проигрывать боевым машинам противника. В конструкторском бюро было принято решение немедленно бросить все силы на масштабную доработку ключевых недостатков. Т-34-85 стал последней модификацией Т-34, в которой новая трехместная орудийная башня увеличенного объема с усиленной броневой защитой оснащалась 85-мм пушкой. Это инновационное решение позволило повысить огневую мощь боевой техники. Новая модификация затмила своего предшественника — Т-34-76, у которого существовал серьезный недостаток — внутри боевой машины было тесно, что делало невозможным полное разделение труда экипажа. Чтобы его устранить, конструкторы увеличили диаметр башенного погона. Конструкция орудийной башни не претерпела никаких изменений, но ее размеры значительно превосходили размеры предшественницы. В новой модификации была повышена защищенность экипажа и улучшены условия его взаимодействия в боевой машине. Конструкция корпуса, компоновка агрегатов и узлов в ней никаких существенных изменений не претерпели.Переход на сборку Т-34-85 прошел не так гладко, как хотелось бы. Совет народных комиссаров поставил сложную задачу. Производство старой и новой модификации должно было вестись параллельно. Приступать к выпуску Т-34-85 на том же оборудовании, на котором выпускали Т-34-76, было просто невозможно. Существовали серьезные отличия в обработке, особенно это касалось орудийной башни. На заводе приняли решение сначала завершить выпуск Т-34-76, и в 1944 году они приступили к производству Т-34-85.

«Нашими самыми опасными противниками в России были танки Т-34 и Т-34-85, которые были оснащены длинноствольными 76,2 и 85-мм пушками. Эти танки представляли для нас опасность уже на расстоянии 600 метров с фронта, 1500 метров с боков и 1800 метров с тыла. Если мы попадали в такой танк, то могли уничтожить его с 900 метров нашей 88-мм пушкой» — немецкий танкист-ас времен Второй мировой войны, который уничтожил более 150 танков и САУ противника Отто Кариус.

Танковая кавалерия — быстр и смертоносен

Т-34-85 был типичным представителей категории крейсерских или кавалерийских танков. Он оснащался небольшими орудиями и легкой броней, а основная задача боевой машины заключалась в быстром проникновении в тыл противника и проведении неожиданных атак с нанесением максимального урона. Масса Т-34-85 была больше, чем у Т-34-76, но эти изменения практически не отразились на его маневренности, проходимости и быстроходности — ключевых преимуществах перед немецкими «Тиграми» и «Пантерами».Специально для новой танковой пушки под руководством главного конструктора НПО Агат А.Э. Атомвьяна специалистам был разработан уникальный стабилизатор. Ключевой особенностью его конструкции стал гироскоп, который раскручивался трехфазным асинхронным двигателем, не располагался на орудии, но управлял цепями питания помпы гидравлического привода силовой части. Питался гироскоп от генератора трехфазной сети и преобразователя постоянного тока ГКЗ-Т на основе электродвигателя постоянного тока на 24 В.

Стабилизатор запускался за 4, 5 минут. Потребляемая мощность составляла 550 Вт. Первые испытания макетного образца были проведены в Кубинке в середине весны 1944 года. Т-34-85 можно назвать ярким примером идеального соответствия конструктивно-технологических решений и тактико-технических требований.

«Он явился неким фундаментом, основой создания бронетанковой техники практически во всех танкопроизводящих державах в послевоенный период. Архитектура танков послевоенного периода и в Германии, и в Великобритании, и в Америке была такой, какой была в танке Т-34» — советский и российский военачальник, генерал-полковник С.В. Маев.

Легенды не умирают

Массовое производство последней модификации Т-34 было запущено в 1944 году. В 1950 году ему на смену пришел Т-54, но на этом ставить точку в истории легендарной боевой машины было еще слишком рано. СССР выдали лицензии Польше и Чехословакии, где производились Т-34-85 вплоть до 1958 года. Всего за рубежом было выпущено 3 185 боевых единиц, а за все время на заводах создали 30 500 тысяч Т-34-85. Если к этой цифре прибавить еще и 35 300 единиц Т-34-76, то Т-34 становится самым массовым танком за всю историю танкостроения. Рекорд, который до сих пор никому не далось побить. Последняя модификация знаменитой серии еще долгое время поставлялась в зарубежные государства, где принимала участие в различных военных конфликтах.Еще шесть лет после завершения войны Т-34 был основой танковых войск СССР, после чего он передал эстафету Т-54. Официально «тридцатьчетверка» была снята с вооружения ВС РФ только в 1993 году уже после распада СССР. Т-34 постепенно ушел в прошлое. Он остался на пожелтевших страницах военной истории, но сохранил за собой статус легенды. Этот танк — детище гениального Михаила Кошкина и его помощников выполнил свое главное предназначение и внес неоценимый вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

 

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней