На Polygon идет неделя студии Ghibli, и мы решили перевести их материал, об одной из самых необычных картин «Ведьмина служба доставки» и том, как она показывает одиночество взросления.

Четвертый полнометражный фильм студии Ghibli рассказывает о молодой ведьме по имени Кики, которая по традиции ведьм покидает дом в 13 лет, чтобы завершить свое обучение. Вооружившись метлой своей матери и вместе с котом Зизи, Кики прилетает в новый город, в котором еще нет ведьмы.

Фильмы студии Ghibli часто затрагивают темы одиночества, когда герои вынуждены быть изгоями, как Софи в «Ходячем замке» и Аситака в «Принцессе Мононоке». Но в «Ведьминой службе доставки» одиночество не так очевидно, оно медленно просачивается в жизнь Кики, когда история развивается дальше. Даже когда она окружена друзьями, в конечном счете остается одна.

Она дружит с супругами в пекарне, художницей Урсулой, а также с юным любителем авиации Томбо. Но ни один из них не так близок ей, как друзья и семья, которые собрались в начале фильма, чтобы провести ее. Ее печаль по-настоящему дает о себе знать тогда, когда она лишается сил. К концу фильма Кики все еще не полностью оправилась и, несмотря на то, что она снова способна летать на своей метле, она больше не может разговаривать с Зизи. Кики никогда не сможет восстановить эти отношения, но также это символизирует идею принятия одиночества как части взросления.

Для Ghibli не ново одиночество

Как уже было сказано, одиночеством пронизаны многие фильмы Ghibli, многие из которых показывают главных героев, что отправляются в одинокое путешествие не потому что хотят, а так как вынуждены. Кики покидает дом из-за традиции ведьм, но в отличие от других героев Гибли, она радуется этому, потому что очень взволнована. В «Унесенные призраками» Тихиро насильно разлучена со своими родителями и попадает в странный духовный мир. В «Ходячем замке» Софи проклята ведьмой и отправляется найти Хаула. В «Принцессе Мононоке» Аситака покидает деревню, чтобы излечится от проклятья. И на менее фантастической ноте в «Шепоте сердца» Сидзуку справляется с трудностями переходного возраста. Герои проделывают весь этот путь в одиночку.

Отправить персонажа в путешествие — не особо новый способ рассказа истории, особенно для взрослых картин, которые часто посвящены обузданию независимости. Но фильмы Ghibli концентрируются на этой теме. Вначале герой оказывается изолированным от других и это сохраняется на протяжении всего фильма, несмотря на временную кампанию.

В «Ходячем замке», к примеру, одиночество Софи начинается еще до того, как Ведьма Пустоши превращает ее в пожилую женщину. Она тихо делает шляпы и особо ни с кем не общается. Нам ясно дают понять, что она не вписывается в свое окружение. После ее превращения одиночество, которое она построила вокруг себя, более плотно подходит к ее 90-летнему возрасту. Даже после того, как она заводит новых друзей, многие моменты фильма сосредоточены на Софи, и как она тихо задается вопросом, заработала ли она близость отношений, которые у нее есть.К концу всех этих фильмов персонажи нашли связь с другими, но поскольку мы знаем глубину их первоначального одиночества, эти отношения приобретают большее значение. Они не поверхностные, а глубокие; это необходимые эмоциональные связи, поддерживаемые на протяжении всего фильма, и ответная реакция на одиночество.

Это особенно хорошо показано в « Унесенные призраками» и « Принцесса Мононоке», где два персонажа связаны друг с другом глубокой эмоциональной связью, но в конце концов должны расстаться. Тихиро покидает царство духов без своего любимого Хаку, Сан — принцесса Мононоке уходит в лес, пока Аситака восстанавливает город, но герои уже не одиноки внутри. Они достигли уровня глубокой эмоциональной близости друг с другом, которая никогда не исчезнет. Как говорит Дзэниба в «Унесенных призраками»: «Однажды встретив кого-то, ты никогда не забудешь его».

«Ведьмина служба доставки» подходит к одиночеству по-другому

Но в отличие от этих фильмов, Кики отправляется в путешествие, потому что она хочет взрослеть и взять на себя новую ответственность. И она не одна. У нее есть Зизи, любимый черный кот. Она отправляется в свое приключение даже раньше, чем ожидала, и она искренне прощается с семьей.

Мы встречаем ее не как одинокого человека. Она взволнована предстоящим путешествием, возможностью повзрослеть. Это классическая сцена для несовершеннолетнего персонажа. И в отличие от вышеупомянутых фильмов, где путешествие начинается с потери, Кики изначально оставляет что-то дорогое позади, чтобы двигаться дальше.

Когда она взлетает в ночное небо, она не одинока ни физически, ни эмоционально — она летит с Зизи, пересекается с другой ведьмой, использует метлу своей матери. Музыка, играющая из ее радио, веселая. Как и Софи, она маленький человек на фоне огромного пейзажа, но, несмотря на то, что Софи кажется ничтожной, Кики торжествующе парит в небе и готова к приключениям.

Когда Кики приезжает в новый город, люди не принимают ее слишком любезно, это намек на то, что это путешествие не будет таким гладким и победным, как она могла подумать. Она впервые встречает толпу, не привыкла к шумному движению и зевакам. Зизи выражает беспокойство: может, им стоит найти другой, более дружелюбный город? Но Кики полна решимости осуществить задуманное.

И снова она не одна. Она встречает дружелюбных людей. Хозяйка пекарни быстро берет ее под свое крыло. Томбо постоянно хочет гулять с ней. А Урсула просто влюбляется в нее с первого взгляда. Кики разговаривает с клиентами, которые нанимают ее для доставки. Но по мере того, как идеализм новых впечатлений угасает, Кики начинает понимать, что она не совсем счастлива. Когда Томбо пытается представить ее своим друзьям, она отворачивается от них, запуганная близостью, которую они уже разделяют.

«Я нашла друзей, но не могу находиться с ними долго», — говорит Кики Зизи. Это постоянное осознание ее собственного одиночества, которое ударяет сильнее, когда она осознает, что не может общаться с котом.

Печаль Кики влияет на ее магию, поэтому она больше не может летать, но разлука с Зизи происходит из чего-то совершенно другого. Кики в итоге возвращает силы, но она никогда не восстановит связь, которая у нее когда-то была с Зизи. Сам Миядзаки сказал в художественной книге для фильма, что Зизи представляет незрелую сторону Кики, и к концу фильма она больше не нуждается в нем.

Но в контексте изучения одиночества в фильме, Зизи представляет собой нечто большее, чем просто детскую сторону Кики. Он олицетворяет ее узы, которые она имела со своей семьей в юности, утешение, к которому она всегда может вернуться, когда дела ухудшаются. Снова и снова через фильм, она возвращается к Зизи, когда она остается одна. Но когда эта связь разорвана — когда она вышла из зоны комфорта — ей грозит одиночество, которого она никогда не испытывала раньше. Это часть взросления, но это все еще больно и страшно.

«Ведьмина служба доставки» имеет счастливый конец: Кики снова может летать, ее уважают в городе, и она понимает, что любит новых друзей. Но, как и во всех фильмах от Ghibli, в нём все не так однозначно. Зизи не покидает Кики, они вместе в конце фильма, но теперь не могут общаться. Их отношения развиваются. Со временем они смогут научиться понимать друг друга снова — только не так, как раньше. Одиночество никогда не покинет Кики полностью. Оно будет в каждом из нас. Но мы принимаем это рано или поздно. И это помогает нам ценить узы, которые у нас есть.