Смысл и эмоциональный эффект

Обычно в первых сериях важно донести смысл и контекст, чтобы привлечь внимание зрителя и поддерживать его. Что поставлено на карту? Почему меня должны интересовать жизни этих персонажей?

Тогда же устанавливается эмоциональная связь со зрителем. Несмотря на то, что в современном обществе ценится логичность и последовательность, мы зачастую думаем, что хорошие истории всегда можно измерить при помощи объективных критерий, но из этой формулы нельзя исключать чувства. Именно эмоциональный отклик провоцирует интерес зрителя и связывает его с главным героем. По этой причине уже к третьей серии зачастую люди знают, нравится им аниме или нет, так как к этому времени аниме либо нашло отклик в их сердцах, либо его нужно дропнуть.

Появляется этот отклик благодаря конфликту и привлекательным персонажам, за которых стоит болеть. Герои не должны быть эмоциональными амебами, а проявлять чувства, либо наоборот, не уходить в гротескные образы, если только это необоснованно. Кроме того, мир аниме должен быть сам по себе интересен и способен существовать без главного героя. Как итог, в конце у зрителя остается желание узнать, что будет дальше.

Самый лучший пример — Promised Neverland, который к концу первой серии нагоняет саспенс, демонстрирует конфликт и эмоционально привязывает к героям, которым угрожает опасность в мире намного более жестоком, чем кажется на первый взгляд. В противовес этому идет Haibane Renmei, где есть задатки на интересный конфликт, но с другой стороны непонятно, кому есть до него дело и почему герои должны быть привлекательны.

Логика и последовательность повествования

Многие аниме содержат вещи, выходящие за рамки обычной реальности. Но магия, передовые технологии или другие вещи невозможные в реальном мире, должны работать в соответствии с какой-то системой правил, которые всегда последовательно соблюдаются во вселенной сериала. Даже такие вещи не должны браться из воздуха, а быть обоснованными. Если сила или способности кого-то слишком сильно различаются от эпизода к эпизоду или от сюжетной арки к сюжетной арке, то тогда пропадает магия продуманности. Людям нравится логическая последовательность. В хорошей манге или аниме есть определенные факты о том, как устроен мир, который показывается аудитории, и эти факты должны оставаться таковыми на протяжении всей истории.

Надуманные вещи, взявшиеся из воздуха, говорят о том, что авторы аниме не продумывают детали, поэтому им приходиться идти на хитрости, дабы выбраться из ловушки своей же собственной непроработанной истории.

Наверно, один из самых продуманных сериалов, которые я знаю — это A Certain Magical Index. Авторы аниме устанавливают сеттинг мира, наполненного магией и наукой. Они пытаются объяснить действие способностей героев с научной точки зрения, когда то или иное действие, магическая способность базируются на законах физики, как бы парадоксально это не звучало. Например, Мисака способна управлять электричеством, и параллельно с этим, как и говорят нам законы физики, может генерировать вокруг себя магнитное поле, что расширяет спектр ее способностей от возможности ходить по железной стене до бросания металлическими объектами. Подобное добавляет той самой логической глубины, благодаря которой эффективность боя зависит от знаний героя.

В свою очередь обычная магия, не поддающаяся объяснению, все равно базируется в мире аниме на нашей мифологии, религии или мировоззрении.

В свою очередь не лучший пример [при всей моей безоговорочной любви] — Jolo’s. Хоть у Хирохико Араки все в порядке в большинстве пунктов хорошего сторителлинга в аниме, он один из тех авторов, которые часто вводят в свою историю элементы из воздуха. Начиная от вытягивающихся пальцев Стар Платинума и выстрела рапирой Сильвер Чариота, заканчивая историей Джоске, как он вернулся в прошлое и спас сам себя или тем, что некогда Кишиба Рохан должен был показывать людям мангу, чтобы использовать Хэвенс Дор.

Уникальность произведения

В дополнение к уравновешиванию потребности в логической последовательности и необходимости эмоционального резонанса, писатели также сталкиваются с проблемой желания быть уникальными, но также создать что-то достаточно знакомое, чтобы его можно было продавать.

Большинство аниме-сериалов имеют узнаваемые черты и используют различные тропы повествования, связанные с их жанром. Мы знаем, что сёнен, скорее всего, будет рассказом о мальчике и становлении героем, формировании дружественных связей. Знаем, что жанр девочек-волшебниц будет эксплуатировать блеск, магию, безжалостный оптимизм, а жанр моэ покажет милых девочек, занимающихся милыми вещами.

Но самые успешные аниме могут играть и использовать образы, связанные с их жанром, и использовать их новыми и уникальными способами. Это не всегда означает брать жанр и проводить его удручающую деконструкцию, как в Puella Magi Madoka Magica, When the Cicadas Cry или Neon Genesis Evangelion, но эти сериалы действительно выделяются, потому что они деконструируют соответствующие жанры девочек-волшебниц, гаремника и меха.

Это работает в первую очередь потому, что обманывает ожидания аудитории, основываясь на том, что они знают и предполагают. Людям нравится потреблять старые знакомые элементы историй и архетипы, завернутые в новую обертку. Однако каждое аниме и новая художественная литература в целом также должны быть уникальными. Нужно действительно выделяться из толпы.

Таким, например, есть Devilman Crybaby. Стоит сказать, что и оригинальное аниме в свое время рвало шаблоны, но с учетом того, что оно вышло несколько десятилетий назад, сосредоточимся на чем-то новом. Так, история про доброго героя, который во благо людей хочет бороться с демонами в итоге превращается в кошмар, где нет счастливого конца, а привычные нам элементы [как «спасение в последний момент»] разбиваются о суровую реальность.

С другой стороны Naruto, при всем своем статусе не самый лучший пример с точки зрения оригинальных героев. Так, сам Наруто внебрачный сын Эша и Гоку по умственным способностям, Сакура — обычный любовный интерес героя, который также постоянно есть в сёненах. Эти и другие примеры не говорят о том, что это аниме плохое, но с точки зрения архетипов «Наруто» идет по проторенной сёненами дороге.

Развитие сюжета в каждом эпизоде

Филлеры — зло. Никогда не понимал аргумент, что филлеры расширяют лор. Оригинальный автор ничего подобного не задумывал в своем произведении, разве нет?

Но также это касается и просто историй, которые никак не развивают основной сюжет. Эпизод может быть интересным и значимым, но если он все же не делает чего-то, что продвигает основную сюжетную линию, это может показаться все еще пустой тратой времени зрителя. Однако мы знаем, что главные конфликты с крупными злодеями не разрешатся до финала, и поэтому нормально, что большинство «обычных» серий на самом деле технически являются филлерами.

Основная проблема в том, что иногда аниме заставляет вас ожидать чего-то, чего оно не дает.

Самый лучший пример как правильно развивать сюжет — Attack on Titan. В этом аниме нет ни одной серии, которые бы не развивали основной сюжет или были бы не важны. Каждый шаг - неотъемлемая часть превращения Эрена в истребителя титанов. Каждый эпизод также раскрывает важную новую информацию о титанах, что делает сериал захватывающим.

Плохой пример — InuYasha. Опять-таки, не хочу принижать все достоинства сериала, но многие эпизоды проходят без особых изменений. Все персонажи попадают в менее увлекательные побочные истории или в глупые романтические моменты, которые и так являются частью глобального сюжета. Проблема в том, что в таких случаях к следующему эпизоду рассматриваемая пара полностью забывала о том, что были готовы признаться в своих чувствах друг к другу в предыдущем эпизоде. Это немного раздражает.

Завершение

Когда аниме в самом начале задает зрителю огромную кучу вопросов, он ожидаемо должен получить все ответы в конце. Поскольку интриги и намеки являются способом удержать внимание, мы понимаем, что они будут до самого конца, но мы, как аудитория, хотим, чтобы ответ в конечном итоге обнаружился.

Из самых хороших примеров — конечно же, Death note, который ответил на все вопросы и показал полностью целостную историю. Возможно, стоило бы чуть больше показать нам истории из мира богов смерти, но это уже придирки.

В свою очередь возьмем любое аниме, которое закончилось раньше, чем первоисточник, чтобы понять, сколько вопросов осталось не раскрытыми. Это и Hellsing, Shaman king и Bleach и многие подобные тайтлы.

Резюмируя все вышесказанное, вы можете заметить, что многие аниме хороши в одной области, но могут проваливаться в другой и это вполне нормально. Воспринимайте описанные здесь моменты, не как критику, а скорее как способ подмечать в сериалах то, что вы не видели раньше, и как повод пересмотреть или проанализировать ваши любимые тайтлы.