Уже 12 лет геймеры всего мира открывают свои кошельки в этот период, чтобы отдать дядюшке Габену свои сбережения. Мы решили собрать для вас все, что нужно знать о распродаже в Стиме.

Святые скидки. История распродажи в Steam

Казалось бы, ну распродажа игр, что собственно тут такого? Дело в том, что Стим всегда пытался относиться к такой банальной вещи как период скидок с креативом, действительно делая это большим событием, добавляя интерактивность в весь процесс. Кроме того, именно эта площадка была первой, где решили устраивать их в подобном формате.

Началось все еще в 2007 году. Он был переломным для Steam в принципе, так как именно к этому времени его перестали ненавидеть. Да, да, представьте себе, когда-то к Стиму было такое же плохое отношение как сегодня к EGS. В год, когда сентябрь горел, на площадке появилась нормальная библиотека, такой родной нам темно-серый дизайн, а главное – огромное количество крупных издателей: Electronic Arts, Activision, Sega, Eidos. В этот же год было проведено первую распродажу.

Первые несколько лет они проводились один раз в году и не особо отличались от того, что мы сейчас видим в Epic Store, однако уже 2007-2008 году на площадке красовались скидки в 75-80%, что было довольно мощно. В 2009 году на распродаже ввели «Предложение дня». Это была небольшая подборка нескольких игр, которые имели только в этот день максимально низкую цену.

В 2010-том с выходом обновленного клиента Steam 4.0 впервые появилась красочная распродажа, в честь которой изменился фон площадки. Уже через год Valve пошли дальше и сделали сразу несколько распродаж. С того времени многие геймеры ошибочно думают, что из-за названия «сезонная распродажа» она приурочена к разному времени года, однако зачастую они посвящены разным событиям: Рождеству, Хеллоуину, Черной пятнице и т.д. Выделить можно только летнюю распродажу, посвященную именно лету [не всегда же быть оригинальным].

Начиная с лета 2011-того у каждой распродажи появилась отличительная черта в визуальном оформлении. Помимо скидок, Valve сделали интерактив. Так, на летней распродаже того года геймеры за покупки получали золотые билеты лагеря Steam. После сбора трех таких билетов пользователи могли получить комплект экипировки, например, в Team Fortress 2. Чтобы стимулировать выбивать золотые билеты, студия организовала розыгрыш на сто человек. Победители бесплатно получали 10 игр из своего списка желаемого. Увеличивало шанс выигрыша именно наличие билетов. Пользователям такое пришлось по нраву и в том же 2011-2012 на рождественской/новогодней распродаже была введена новая фишка «угли стим». Вы получали их выполняя разные задания, которые появлялись каждый день. Из углей можно крафтить подарок, внутри которого могли быть купоны на скидку.

Подарки – на то и подарки, и вы могли подарить их друзьям или просто незнакомым людям. Не постеснялись «любители красных кранов» раздать огромную кучу игр. Тогда в розыгрыше подарков выиграло чуть больше 1100 человек. Тысяча получила все игры от Валв бесплатно, те кто был на третьем месте получи бесплатно 5 игр из списка желаемого, обладатели серебряного места – 10 игр из списка, ну а тот, кто занял первое место, получил доступ ко всем играм, которые тогда были в магазине! И если вы считаете, что это не мощно, то вы прямо-таки совсем жадина.

И как маленький бонус – в тот же период наконец-то ввели на территории СНГ перевод цен в национальную валюту. Больше не пришлось отслеживать курс своей валюты по отношению к доллару, чтобы знать сколько стоит игра.

В 2012-том на летней распродаже компания ввела функцию «Выбор сообщества». Каждый день проводилось голосование между несколькими играми. Проекты набравшие больше голосов получали максимальную скидку.

Тогда же в обиход вошли и молниеносные скидки, которые действовали всего несколько часов. Вы могли урвать очень солидные проекты, такие как Total War Shogun 2 со скидкой в 75%. К слову, это была моя первая распродажа, где я купил себе пару игр.

На следующих распродажах в 2013 году Valve ввели значки, которые в принципе вошли в обиход на площадке. Тогда же это стало настоящим мастхевом скрафтить себе значок об участии в распродаже из праздничных карточек. Получить их вы могли за покупки и выполнение разных заданий. За значок вам давали какой-нибудь предмет в инвентарь или что еще лучше – фон для вашего профиля. Никогда не забуду то прекрасное визуальное оформление летней распродажи с Элизабет из Bioshock Infinite.

На седьмой рождественской распродаже был использован схожий подход с карточками в виде снежных шаров. В 2014 году компания в честь летней распродажи создала «Летнее приключение». Игроков распределяли случайно в одну из пяти команд, и выполняя определённые задания, человек делал вклад в движение своей команды. В команде победителей разыгрывалось несколько игр из списка желаемого.

Пиком потока идей стал кликер [в 2015 жанр были очень популярен на мобильных]. Чтобы выбивать значки, вы отправлялись на арену, где нужно было закликивать монстра. Вы получали опыт и могли прокачивать свои возможности в этом кликере, повышать уровень, получая новые карточки. Чтобы вы понимали, это распродажа особенная для меня. Я поставил тушиться долму на кухне, а в это время засел за кликер на распродаже. По итогу, я забыл про нее и она начала гореть, дым полностью заполонил мою квартиру…

И вот после 2016 года неожиданно все стало как-то тухло. Ничего особенного не появлялось до летней распродажи 2018 года, где нам предложили поучаствовать в мини-игре Summer Saliens. Мы костемизировали своего «стимопланитянена» и отправлялись сражаться с другими пришельцами за карточки и бонусы в некое подобие tower defence. Однако весь процесс был не так увлекателен, как тот же кликер 2015 года.

Осенью 2018 случился The Steam Awards. Steam предлагал нам самим выбирать игру года, путем голосования. Только на фоне всех проблем, которые нахлынули на площадку: упадок ее популярности, открытие EGS и в конце концов приближающийся The Game Awards 2018, все это выглядело бледно.

Последней распродажей на данный момент стала «Распродажа на Лунный новый год», и стоит отдать ей должное, у нее было милое визуальное оформление.

В чем смысл?

В массовом ажиотаже. Не трудно догадаться, что распродажу устраивают не только нам на радость. Несмотря на скидки, распродажа, особенно летняя, приносит Steam очень круглую сумму. Хоть проекты и стоят дешевле, геймеры покупают их с большой радостью. Зачастую ключи на игры дешевле чем сами игры в Стим, однако на распродаже уже проекты могут стоить дешевле ключей [как минимум так было раньше].

Также продается куча бесполезного товара, ведь когда игрок видит большую скидку на игру, он просто не захочет ее упускать. «Вау! Just Cause 3 за 5 бачей!» – думают тысячи геймеров, которые и не отдали бы деньги за эту игру раньше.

И еще один момент – число транзакций увеличивается в несколько раз. С каждой продажи карточки, которая в среднем стоит 0,14 $ Стим берет комиссию в 15%. Каждый день распродажи происходит 1 миллион транзакций, за которые Стим только с этого получает 21 тысячу долларов.

Если верить Kotaku, только от летней распродажи в 2015 году Стим получил 50 миллионов дохода.

Как у всех

К сожалению, последние годы распродажи стали менее интересными, чем они изначально были, а именно перестали отличаться чем-то ярким. Просто вспомните последние распродажи и, я так думаю, вы меньше им радовались, чем несколько лет назад. Почему так?

Скидки уже не такие большие. Возможно, есть среди вас люди, которые ухватили в 2014 году на распродаже в Стиме Dark Souls за 5 рублей со скидкой в 99%? Так вот, подобного уже просто не существует. Цена на игры повысились примерно на 33%, и за счет этого любые скидки не сильно понижают цену, да и в среднем скидки не превышают 50-75%.

Нет обновлений. В Steam прекратилось регулярное обновление скидок. Молниеносные скидки давно ушли в прошлое и теперь, когда ты увидел проект, который давно хотел, но его цена понижена всего на 20% –забудь, до конца распродажи процент не поменяется.

Ничего особенного. Никаких нововведений кроме Summer Saliens в прошлом году мы не увидели. По этой причине пропала и значимость распродажи. Она просто есть, но ничего особенного от скидок в ближайшем продуктовом ее не отличает.

Вкус. Спустя 12 лет распродаж так или иначе ваша библиотека уже переполнена сотнями тайтлов, и вам по сути и нечего покупать кроме новых проектов. А их, возможно, вы купили на релизе. Да и вкус у вас уже выработался, и вряд ли вы как несколько лет назад будете покупать игру по той причине, что она стоит аж 30 рублей.

Распродажа близко

Как мы видим, распродажа уже не та, что прежде. Кароче и трава раньше зеленее была и воздух чище, и скидки больше. Ладно, откинем синдром утенка подальше и побудем объективными. У Steam есть конкурент, который продолжает бить по больному. Да, у магазина Валв есть армия фанатов, которые из принципа и библиотеки в сотню тайтлов не перейдут в другой магазин, но контратаковать стоит. Поэтому, будем надеяться, что при всем упадке, они смогут выдавить из себя что-то интересное.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней